Степан Разин – жизнь и казнь. Где твои богатства, Стенька

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин , также известный как Стенька Разин, — одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

В советской историографии Разин фигурировал как вождь крестьянской войны, борец за социальную справедливость против гнёта власть имущих. В ту пору имя Разина широко использовалось при наименовании улиц и площадей, а памятники бунтарю устанавливались наравне с другими героями революционной борьбы.

При этом историки советской поры старались не заострять внимание на чинимых атаманом грабежах, насилии и убийствах, поскольку в благородный образ народного героя это никак не вписывалось.

О молодых годах Степана Разина известно мало. Он был сыном беглого воронежского крестьянина Тимофея Рази, который нашёл убежище на Дону.

Такие, как Тимофей, вновь принятые казаки, не имеющие своего имущества, считались «голытьбой». Единственным надёжным источником дохода были походы на Волгу, где ватаги казаков грабили купеческие караваны. Подобный, откровенно криминальный, промысел поощрялся и более обеспеченными казаками, снабжавшими «голытьбу» всем необходимым, а взамен получавшими свою долю от добычи.

Власти на подобные вещи смотрели сквозь пальцы, как на неизбежное зло, отправляя войска в карательные экспедиции только в тех случаях, когда казаки окончательно теряли меру.

Тимофей Разя в подобных походах преуспел — обзавёлся не только имуществом, но и женой — взятой в плен турчанкой. Восточной женщине к насилию было не привыкать, и она смирилась со своей участью, родив мужу трёх сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Впрочем, возможно, мать-турчанка — это тоже лишь легенда.

Лаковая миниатюра «Степан Разин» на крышке палехской шкатулки, работа художника Д. Турина, 1934 год. Фото: РИА Новости

Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Картина «Стенька Разин», 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Фото: РИА Новости

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

Вперёд «за зипунами»!

Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.

Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Весной 1669 года отряд Разина наводил ужас на купцов и состоятельных людей на каспийском побережье нынешней Туркмении, а к лету казаки-разбойники обосновались на Свином острове, неподалёку от современного Баку.

В июне 1669 года к Свиному острову подошло персидское войско на 50-70 судах общей численностью от 4 до 7 тысяч человек во главе с полководцем Мамед-ханом. Персы намеревались покончить с разбойниками.

Отряд Разина уступал и в численности, и в количестве и оснащении судов. Тем не менее из гордости казаки приняли решение не бежать, а принять бой, причём на воде.

«Степан Разин». 1918 год. Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фото: Public Domain

Затея эта представлялась отчаянной и безнадёжной, и Мамед-хан, предвкушая триумф, отдал приказ соединить свои суда железными цепями, взяв разинцев в глухое кольцо, чтобы никто не мог скрыться.

Степан Тимофеевич Разин, однако, был опытным командиром и ошибки противника использовал моментально. Казаки сосредоточили весь огонь на флагманском корабле персов, который загорелся и пошёл на дно. Соединённый цепями с соседними кораблями, он стал утаскивать за собой и их. Среди персов началась паника, а разинцы принялись громить вражеские корабли один за другим.

Дело закончилось полной катастрофой. Уйти удалось лишь трём судам персов, большая часть войска погибла. В плен к Разину попал сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда . По легенде, вместе с ним была захвачена и его сестра, ставшая наложницей атамана, а затем брошенная в «набежавшую волну».

На самом деле с княжной всё непросто. Хотя о её существовании и упоминали некоторые иностранные дипломаты, описывавшие похождения Разина, но достоверных доказательств нет. А вот принц был и писал слёзные челобитные с просьбой отпустить его домой. Но при всей свободе нравов в казачьей вольнице вряд ли атаман Разин сделал своей наложницей персидского принца, а не принцессу.

Несмотря на разгромную победу, было понятно, что дальше противостоять персам у разинцев сил не хватит. Они двинулись к Астрахани, но там их уже поджидали правительственные войска.

Казнь Степана Разина. Худ. С. Кириллов. Фото: Public Domain

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Весной 1670 года он вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича , а выступает против, как бы сейчас сказали, «партии жуликов и воров».

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского . 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

И здесь произошло то, что неоднократно повторялось в истории и что очень хорошо говорит о так называемой «казачьей солидарности». Домовитые казаки, до той поры помогавшие Разину и имевшие свою долю от добычи, боясь карательных мер со стороны царя, 13 апреля 1671 года захватили последнее убежище атамана и выдали его властям.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

За Разина отомстили стрельцы

Само восстание окончательно удалось подавить в конце 1671 года.

Власти, разумеется, хотели бы, чтобы о Стеньке Разине не осталось никакого напоминания, но уж больно масштабными получились события с его участием. Атаман ушёл в народную легенду, где ему списали бесчинства, беспорядочные связи с женщинами, грабежи и прочую уголовщину, оставив лишь образ народного мстителя, врага злодеев, стоящих у власти, защитника бедных и угнетённых.

В конце концов, смирился и правящий царский режим. Дошло до того, что первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» был посвящён именно Стеньке Разину. Правда, не его охоте на караваны и не убийствам царских слуг, а всё тому же эпохальному броску княжны в реку.

А что же воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, с опрометчивого приказа которого и началось превращения Степана Разина во «врага режима»?

Князь счастливо пережил устроенную Стенькой бурю, но, видимо, на роду ему не было написано умереть своей смертью. В мае 1682 года престарелого вельможу, которому стукнуло 80 лет, вместе с сыном убили взбунтовавшиеся в Москве стрельцы.

Стенька Разин — герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это — неправда, миф.

Реальный Степан Тимофеевич Разин — выдающийся полководец, политический деятель, «отец родной» всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число «домовитых», то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: «Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью». Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: «Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести».

Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода «за зипунами» Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов «принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе».

Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак — вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход «за зипунами», то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из «умных» побед Разина — в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.

Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Прелестные письма

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность,

Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон.

Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором — Никон.

Расходились по всей Руси разинские «прелестные письма». «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны», — писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья.

Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудобые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. «Полежит так маленько, отдохнет, встанет… Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!»

Похожие записи:

Обсуждение

    Месть за брата, что первично? Рассуждения таких «историков», конкретики не хватает. Параллель Ульянов — Разин надумана.

Атаман, предводитель "чорных людей", почти боготоворил царя, утверждая, что он справедлив и милосерден. Но проявить свои качества и защитить народ ему мешают бояре. Устранить их, расчистив путь делам и помыслам царя-батюшки, по-своему пытался Степан Разин. Вот только Алексей Михайлович этого не оценил и судил атамана строго…

Предводитель крестьянской войны донской атаман Степан Разин был казнен 6 июня 1671 года в Москве, на Лобном месте. Казнь была чудовищной. На глазах у толпы палач сначала отрубил ему часть правой руки, потом - часть левой ноги…

Легенды о казацкой вольнице

Экономические и социальные условия, сложившиеся в XVII веке в России, ставили крестьян и простой люд в крайне сложное положение. Они страдали от бесчисленных повинностей и пошлин.

В 1649 году было введено Соборное уложение, и после этого положение крестьян еще больше ухудшилось: наравне с холопами они полностью стали зависеть от владельцев. Как пишут историки, в народных массах росло недовольство. Им необходим был лидер, который бы сплотил их и выражал их позицию.

"Весь порядок тогдашней Руси, управление, отношение сословий, права их, финансовый быт, - пишет историк Костомаров, - все давало казачеству пищу в движении народного недовольства, и вся половина XVII века была приготовлением эпохи Стеньки Разина".

По Руси тогда ходили слухи о казацких вольницах на Дону. Порядки там были свободные, но справедливые. Якобы там нет помещиков и воевод, все казаки равны, а важные вопросы решаются на кругах - общих сходках. Должностных лиц - атаманов и есаулов, а также их помощников - выбирают всей вольницей.

Поэтому крестьяне все чаще убегали на Дон, в казацкие вольницы. Особенно массовым такое бегство стало после отмены Юрьева дня. Хотя побеги жестоко карались, недовольство среди крепостных было настолько сильным, что никакие наказания не могли их остановить. Количество беглецов стремительно увеличивалось.

"Голутва" и "домовитые"

Постепенно среди казаков произошло расслоение на бедных (голутва) и богатых (домовитых). Те беглые, которые приходили на Дон в то время, были разочарованы: не имея средств к существованию, они вынуждены были идти в кабалу к "домовитым" казакам.

Среди осевших на хуторах и в станицах беглых людей начало нарастать недовольство подневольной жизнью. Как следствие произошел социальный взрыв: в царствование Алексея Михайловича в 1667 году на Дону поднялся стихийный крестьянский бунт, вскоре превратившийся в настоящую войну. Ее предводителем стал Степан Разин. Заметьте: он защищал интересы именно бедных казаков! Богатые затаили за это зло на атамана и припомнят потом ему это.

Поход в Персию "за зипунами"

В народе Степан Разин, или Стенька, как его по-простому называли крестьяне, был известен как смелый атаман с непреклонной волей к победе. Такую репутацию он снискал, совершив два успешных похода: под Перекоп против крымских татар и в Персию "за зипунами".

Под Перекоп против крымских татар Разин пошел в 1663 году с казачьим отрядом, поддерживаемый запорожцами и калмыками. Он хорошо знал татарский и калмыцкий языки, неоднократно участвовал в переговорах с калмыцкими тайшами (предводителями).

В знаменитый поход "за зипунами" по Волге на берега Каспийского моря в Персию Степан Разин отправился в 1667-1669 годах. Взяв крупную добычу, он вернулся из похода и обосновался в Кагальницком городке на Дону. Но слухи о нем, как об опасном вольнодумце, дошли до Московского государства. Ведь царь запрещал совершать грабительские походы "за море".

"Итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь…"

В мае 1670 года на "большем круге" Разин объявил, что намерен "итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей", "за великого государя стоять" и дать свободу "чорным людем".

Речь Разина была встречена с большим воодушевлением, в представлении крестьян все зло в государстве шло именно от бояр - "государевых неприятелей и изменников". Царь же добр, справедлив и милосерден, но не может проявить к народу свою государеву милость из-за препятствий, чинимых боярским окружением. Рассылаемые "прелестные письма" Разина, говоря современным языком - листовки с обращением атамана к простому люду, увеличивали количество его сторонников. Стихийный бунт превратился в масштабное крестьянское восстание, охватившее большую часть страны.

"Войска" восставших казаков, двинувшиеся на Москву, были разбиты под Симбирском. Раненого в голову атамана сотоварищи успели отвезти в Кагальницкий городок.

Зажиточные казачьи старейшины затаили злобу на Разина за то, что он поддержал бедных казаков во время бунта на Дону. В отместку так называемые домовитые казаки в апреле 1671 года захватили и сожгли Кагальницкий городок, а самого Разина и его младшего брата Фрола взяли в плен и выдали московским властям.

Конвой для "бережения" Разина и его брата

По царскому указу в Москву братьев Разиных сопровождал конвой из 76 человек. Возглавлял его отличившийся при разгроме Кагальницкого городка войсковой атаман Яковлев. В грамоте из Разрядного приказа, которую получил в конце мая Яковлев, оговаривался порядок следования братьев Разиных.

Надлежало особо позаботиться, чтоб у них "сторожа была самая крепкая, чтоб… в дороге и на станех сами они над собою какова дурна не учинили и до Москвы б довесть их вцеле". К пленникам строжайше запрещалось кого-либо "припускать".

21 мая 1671 года пленников привезли в Курск. По распоряжению боярина и городового воеводы Ромодановского для их охраны были приняты дополнительные меры предосторожности: выделены "для береженья воров и изменников" подводы с провожатыми под началом некоего дворянина. Этот усиленный конвой сопровождал братьев Разиных до Серпухова. В Серпухове к станице Яковлева "для береженья" пленников по предписанию из Разрядного приказа присоединился отряд московских стрельцов из 100 человек во главе со стрелецким сотником Терпигоревым.

Допрос атамана в "судилще"

2 июня 1671 года братьев Разиных привезли в Москву. Весь их путь по столице был превращен в дорогу позора для побежденных. "В миле от Москвы,- пишет оставшийся неизвестным англичанин, который, возможно, был очевидцем событий,- Стеньку ожидала заготовленная для сего случая телега…"

В задней части телеги была воздвигнута виселица, с мятежника сорвали бывший на нем до того шелковый кафтан, обрядили в лохмотья и поставили под виселицу, приковав железной цепью за шею к верхней перекладине. Обе руки его были прикованы к столбам виселицы, ноги разведены. Брат его Фролка привязан был железной цепью к телеге и шел сбоку ее. Эту картину наблюдало "великое множество народа высокого и низкого звания".

Братьев Разных, по свидетельству иностранных хроникеров, "тотчас же доставили прямо в судилище, где был разведен огонь. Как только они туда прибыли, главаря мятежников вздернули на дыбу и дали ему 18 - 20 ударов кнутом, но он не обратил на это особого внимания".

Он держался очень мужественно также и в то время, когда его положили спиной в огонь и стали жечь, а боярин Долгоруков и некоторые другие спрашивали его при этом о различных вещах. На одни вопросы он отвечал очень дерзко, на другие же совсем не давал ответа. А именно речь шла о том, чтобы он выдал неких знатных людей, имевших с ним связь. Но все это осталось тайной.

В застенке в здании Земского приказа в Кремле Степана Разина и его брата Фрола четыре дня практически круглосуточно подвергали самым жестоким пыткам: били плетьми (каждому по 30 ударов), поднимали на дыбу, жгли раскаленным железом, лили по капле холодную воду на их обритые головы.

"Был обольщаем надеждой, что будет говорить с самим великим государем"

В государственных архивах сохранились стенограммы допроса Разина с собственноручными пометками государя Алексея Михайловича. Он не чурался самостоятельно формулировать вопросы для атамана и просил тщательно фиксировать ответы, а затем показывать их. На сами допросы царь не приходил.

Верный своим монархическим взглядам, Разин с того момента, как попал в руки палачей, ожидал, что его поведут к царю. Оставшийся неизвестным английский автор пишет, что весь долгий путь до Москвы Разин "был обольщаем надеждой, что будет говорить с самим великим государем и перед ним изустно защитит свое дело". Однако ожидание Разина было безрезультатным.

В первую очередь государь интересовался отношениями Разина и астраханского воеводы. Были сведения, будто воевода выпросил у атамана дорогую шубу ("О княз Иване Прозоровском и о дьяках, за што побил и какая шюба?").

Кроме того, царь хотел побольше узнать о возможной связи повстанцев с опальным патриархом Никоном ("За что Никона хвалил, а нынешнева [патриарха] бесчестил?", "Старец Сергей от Никона по зиме нынешней прешедшей приезжал ли?").

Но особенно трогательно и трагично одновременно прозвучал сформулированный Алексеем Михайловичем вопрос: "На Синбир жену видел ли?". Иначе говоря, государь интересовался, встречался ли Разин перед разгромным для него сражением под Симбирском с женой.

Фрол на допросе о связи с опальным патриархом Никоном дал те же показания, что и Степан. "Да и брат Стеньки Фролко,- говорится в наказной памяти по делу о патриархе Никоне, - с пыток говорил те же речи…". Возможно, братья заранее согласовали свои показания.

На допросах Разин настолько мужественно и твердо переносил пытки, что, несмотря на множество изобличавших его улик и свидетельств, не мог рассматриваться как изобличенный и осужденный на основании своих собственных показаний. С точки зрения судопроизводства того времени Разин своей стойкостью и молчанием при пытках сорвал основной довод доказательности - признание вины подсудимым, даже если это признание получено в результате пытки.

"Казнить злою смертью - четвертовать"

Из документа в документ с небольшими вариациями переходит одна и та же формула обвинения, выдвигаемая против Степана Разина и его брата Фрола: "В прошлом во 177-м (1669 году) году изменщики воры донские казаки Стенька да Фролко Разины с товарыши своими, с такими ж ворами, забыв православную христианскую веру… великому государю и всему Московскому государству изменили…".

В сказке, или обвинительном заключении, объявленном Степану и Фролу Разиным перед казнью, персонально Фролу ставится в вину то, что он, "пристав к воровству брата своего и соединясь с такими ж ворами, ходил, собрався, к украинным городам и в иные места и многое разоренье чинил и людей побивал".

Обоим братьям царь и бояре вынесли общий обвинительный приговор и назначили одинаковую меру наказания: "казнить злою смертью - четвертовать".

6 июня Степана Разина вместе с братом Фролом вывели на Лобное место. Во время мучительной казни мятежный атаман до конца сохранял самообладание и не показал, что чувствует боль. Палач отрубил ему конечности, голову, затем рассек его туловище на части и насадил их на копья, а внутренности скормил собакам.

В поисках клада, "ухороненного" Разиным в землю

Страшная участь Стеньки сломила волю младшего брата Фрола, и он пошел на сотрудничество со следствием.

Уже через два дня Фрола жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля, и его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу: "…и про письма сказал, которые-де воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то все брат его, Стенька, ухоронил в землю… поклал в кувшин и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива посередке, а около нее густые вербы".

О показаниях Фрола Разина без промедлений докладывали царю, который проявил большой интерес к историям о несметных кладах Стеньки, ибо, по "отпискам" воевод, у бояр и богатого люда "разбойник награбил зело много добра всякого".

В пыточной, на дыбе, орущий от нестерпимой боли в вывороченных суставах Фрол показал, что после разгрома восстания при бежавшем в Кагальник атамане был "сундук с рухлядью" и драгоценностями. Однако предпринятые по наказу царя поиски закопанного кувшина не дали. По сведениям иностранных хроникеров, Фрол был осужден на вечное тюремное заключение. По другим сведениям, его казнили шесть лет спустя.

После смерти Степана Разина казачья война продолжилась под предводительством атаманов Василия Уса и Федора Шелудяка. Лишь 27 ноября 1671 года правительственные войска с трудом овладели столицей повстанцев Астраханью - восстание потерпело поражение. Победители беспощадно расправлялись с бунтовщиками, было убито около 140 тысяч восставших. До этого времени Россия не знала настолько жестоких массовых расправ.

Биография и эпизоды жизни Степана Разина. Когда родился и умер Степан Разин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты атамана, изображения и видео.

Годы жизни Степана Разина:

родился в 1630, умер 6 июня 1671

Эпитафия

«Степи, долины,
Трава и цветы -
Весенних надежд
Разлились океаном.
А он, кто делами,
Как солнце, светил,
Он и в клетке
Сидел атаманом».
Из поэмы Василия Каменского «Степан Разин»

Биография

Биография Степана Разина - громкая и трагическая история жизни человека, решившего, что он сможет изменить судьбу своей страны. Он никогда не стремился стать царем или властителем, но хотел добиться равноправия для своего народа. Увы, жестокими методами и заручившись поддержкой людей, у которых не было столь высоких целей, как у него. Необходимо отметить, что, даже если Разину удалось бы одержать победу и взять Москву, он вместе с его окружением не смог бы создать новое демократическое общество, о котором мечтал. Хотя бы потому, что система, в которой обогащение производится за счет раздела чужого имущества, все равно не смогла бы долго и успешно существовать.

Степан Разин родился примерно в 1630 году, его отцом был казак, а крестным - войсковый атаман, поэтому он с детства рос среди донских старшин, знал татарский и калмыцкий языки, и еще будучи молодым казаком возглавил отряд, чтобы совершить поход против крымских татар. Он сразу же получил известность на Дону - высокий, степенный, с прямым и высокомерным взглядом. Современники отмечают, что Разин всегда держался скромно, но строго. На формирование личности Разина и на его мировоззрение большое влияние оказала ожесточившая Стеньку казнь его брата Ивана по приказу воеводы князя Долгорукова.

Начиная с 1667 года Разин стал совершать один военный поход за другим. Походы заканчивались победой Разина, его авторитет рос, и вскоре к нему со всей страны стали присоединяться не только казаки, но и беглые крестьяне. Один за одним брал Разин города - Царицын, Астрахань, Самара, Саратов. Огромное крестьянское восстание охватило большую часть страны. Но в одном из решающих боев этих сил оказалось недостаточно, и Разин только чудом смог покинуть поле сражения - его увезли раненным. Авторитет Разина начал падать, к тому же разинцам стали противостоять не только правительственные войска, но и низовые казаки. Наконец, Кагальнийцкий городок, где осел Разин, был захвачен и сожжен, а Разин вместе с братом выдан московским властям.

Смерть Разина стала публичной показательной расправой с тем, кто посмел восстать против высших чинов. Причиной смерти Разина стало удушение от повешения, но даже если бы его не повесили, атаман скончался бы от жестоких действий палачей, отрубивших ему руки и ноги. Похорон Разина не было, но его останки были захоронены на Татарском кладбище в Москве, где сегодня располагается парк культуры и отдыха. Мусульманское кладбище для могилы Разина было выбрано потому, что Разин был отлучен от православной церкви еще задолго до смерти.

Линия жизни

1630 г. Год рождения Степана Тимофеевича Разина.
1652 г. Первое упоминание о Разине в исторических документах.
1661 г. Переговоры Разина с калмыками о мире и совместных действиях против крымских татар и нагайцев.
1663 г. Поход против крымских татар по Перекопу во главе со Стенькой Разиным.
1665 г. Казнь брата Степана Разина, Ивана.
15 мая 1667 г. Начало антиправительственного похода во главе со Степаном Разиным.
весна 1669 г. Бои в «Трухменской земле», гибель друга Степана Разина, Сергея Кривого, бой у Свиного острова.
весна 1670 г. Поход-восстание на Волгу под предводительством Разина.
4 октября 1670 г. Тяжелое ранение Разина во время подавления восстания.
13 апреля 1671 г. Штурм Кагальницкого городка, приведший к жестокому бою.
14 апреля 1671 г. Пленение Разина, выдача его царским воеводам.
2 июня 1671 г. Прибытие Разина в Москву в качестве пленного.
6 июня 1671 г. Дата смерти Разина (казнь через повешение).

Памятные места

1. Станица Пугачевская (бывшая станица Зимовейская), где родился Степан Разин.
2. Памятник Разину в селе Средняя Ахтуба, которое, по преданию, основал Стенька Разин.
3. Сенги Мугань (Свиной остров), около которого в 1669 году произошло сражение между войском Разина и персидской флотилией, завершившееся крупной русской морской победой.
4. Ульяновск (бывший город Симбирск), где в 1670-м произошло сражение между мятежниками Разина и правительственными войсками, закончившееся поражением Разина.
5. Болотная площадь, на которой был публично казнен Стенька Разин.
6. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького (бывшая территория Татарского кладбища), где был похоронен Разин (погребены его останки).

Эпизоды жизни

Разина часто сравнивали с Пугачевым, но на самом деле между этими двумя историческими фигурами есть принципиальное отличие. Заключается оно в том, что Разин не убивал вне боя, в отличие от Пугачева, который был известен своей кровожадностью. Если Разин или его люди считали кого-то виновным, они избивали человека и бросали его в воду, по русской традиции на «авось» - мол, если Бог решит защитить человека, то спасет его. Лишь однажды Разин изменил этому правилу, сбросив с колокольни воеводу города Астрахани, который прятался в церкви во время осады города.

Когда Разину был вынесен приговор, он нисколько не смирился и не стал готовиться к смерти. Наоборот, все его движения выражали ненависть и гнев. Казнь была страшной, а мучения Разина - еще ужаснее. Ему отрубили сначала руки, затем ноги, но он не выдал боли даже вздохом, сохранив свое обычное выражение лица и голос. Когда его брат, испугавшись такой же участи, закричал: «Я знаю слово и дело государево!», Разин взглянул на Фрола и крикнул на него: «Молчи, собака!»

Завет

«Я не хочу быть царем, хочу жить с вами как брат».


Документальный фильм о Степане Разине из цикла «Тайны правителей»

Соболезнования

«Личность Стеньки должна быть непременно несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа…»
Николай Римский-Корсаков, композитор

Соборным уложением 1649 года было восстановлено упразднённое в ходе Смуты и крестьянской войны под предводительством Ивана Болотникова крепостное право, за отмену которого безуспешно боролись разинцы.

В ходе мятежа исключительную жестокость проявляли и повстанцы, и каратели.

Центральный государственный архив древних актов СССР (ЦГАДА),
Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

ПРЕЛЕСТНАЯ ГРАМОТА СТЕПАНА РАЗИНА (1670 г.) ЦГАДА, Разряд, Белгородский стол, № 687, лл. 74-76.

Грамота от Степана Тимофеевича от Разина.

Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни. Хто хочет богу да государю послужити, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам заодно бы изменников вывадить и мирских кравапивцов вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить и ва бы… итить к ним в совет, и кабальныя и апалныя шли бы в пок к моим казакам.

К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил.

Письмо было прислано в Белгород в сентябре 1670 г. острогожскими жителями и воеводой Белгородского полка князем Г. Г. Ромодановским послано в Москву.

Четвертовать... Разин выслушал приговор спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: "Простите". Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: "Я знаю слово и дело государево!", "Молчи, собака!" - прохрипел Степан.
Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову.

Топор земского палача
В колоду мощно вбит.
Толпа, приглушенно рыча,
Передними теснит.

Срывая шапки с головы
Крестится русский люд:

Да, погуляли эти львы...

А всё на Дон бегут...

Вот потому-то на Дону
Так мало стариков...

Гляди, волочут сатану!..

Во век веков...

"...Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом у себя соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью. Это я пишу в спешке. О том, что ещё произойдёт, будет сообщено потом. Вот всё, что пока знаю, а что за тем последует, увидим в скором времени, и как только представится случай, я извещу вас. На сем кончаю и прощаюсь с вами.

Ваш покорный слуга Томас Хебдон. Москва, через два часа после казни, 6 июня (по старому стилю) 1671 года".

Цитируется по: Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Т 1. Л. Наука. 1968 г.

Легендарная личность удалого атамана и бунтаря Степана Тимофеевича Разина до сих пор привлекает огромное внимание современников.

В свое время этой историей очень интересовался А. С. Пушкин. Великий поэт, считавший Разина "единственным поэтическим лицом русской истории", в 1826 г. посвятил ему сразу три стихотворения под общим заглавием "Песни о Стеньке Разине". Пушкин просил Николая I разрешить опубликовать эти стихотворения, но получил через шефа жандармов отказ со следующим объяснением: "Песни о Стеньке Разине, при всём поэтическом своём достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева".

Через несколько десятилетий поэт Д. Н. Садовников написал на тот же сюжет стихотворение "Из-за острова на стрежень...". Положенное на музыку, оно стало чрезвычайно популярной, любимой народной песней.

Историки и верили, и не верили в случай с княжной, да и сейчас расходятся во мнениях. Прежде всего, укажем, что эта история не фигурирует ни в одном документе из очень обширного корпуса источников о Разине и его восстании. Приговор вообще весьма обстоятельно перечисляет преступления атамана, в том числе и многие конкретные, с упоминанием имён, но ни слова не говорит об утоплении женщины.
Имеются только два сообщения на эту тему, и оба мемуарного характеpa. Но сопоставление изложенной в них информации показывает, что в обоих сообщениях речь идёт об этом "злодеянии" Разина с указанием и разного времени, и мест, и обстоятельств события. Посему, читаем у В. М. Соловьёва: "И всё-таки вопрос о том, была ли эта прекрасная дева, якобы принесённая Разиным в дар матушке Волге, реальным лицом или вымышленной фигурой, остается открытым"...

Особое место среди этой литературы занимают "Три путешествия" голландца Яна Стрейса - свидетеля восстания, побывавшего на контролируемой Разиным территории и видевшего самого Степана Тимофеевича; но Стрейс тоже использовал, помимо собственных впечатлений, произведения других авторов, которые ничем не защищены от субъективности: Стенька - уменьшительное "полуимя" от Степан; этим именем Разина, как преступника, именовала официальная пропаганда того времени.

29 июля (8 августа) 1674 года в Виттенбергском университете (Германия) состоялась защита диссертации о восстании Разина в контексте российской истории; автором её стал Иоганн Юстус Марций (долгое время авторство этой работы ошибочно приписывалось некому Шурцфлейшу, председательствовавшему на учёном диспуте). По-видимому, Разин - это вообще первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Работа Марция неоднократно переиздавалась в XVII-XVIII вв.; ею очень интересовался Пушкин.

Статьи по теме