Разделительные и выделительные знаки препинания. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема урока : Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Цели урока :

образовательные:

    систематизировать у учащихся знания о синтаксисе;

    познакомить учащихся с понятием «функция знака», «разделительная функция», «выделительная функция»;

    способствовать правильному пониманию темы.

развивающие:

    развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;

    продолжить развитие творческого мышления у школьников;

    продолжить формирование навыка составления сложных и простых предложений для выявления уровня владения синтаксическими знаниями.

воспитательные:

    продолжить воспитание внимательного отношения к слову, интереса к русскому языку;

    продолжить воспитывать самостоятельность учащихся;

    продолжить воспитывать у учащихся чувства толерантности, уважения друг другу.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал, видеоурок.

Список литературы: учебник Н.А. Андромоновой, Л.Д. Умаровой «Русский язык. 9 класс»

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2.Актуализация ЗУН. (7 мин.)

3. Объяснение нового материала (17 мин.)

4. Самостоятельная работа (1 мин.)

5. Подведение итогов урока (7 мин.)

6. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок. (2 мин.)

Ход урока

Этап

Урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь! Открываем тетради, записываем дату: Восьмое октября.

Здравствуйте!

Ученики приветствуют учителя

Запись даты и темы урока на доске

Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению новой темы, необходимо повторить ранее изученные правила. Что изучает синтаксис?

Предложение – это основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию, т.е. служит средством общения. Предложения бывают простые и сложные. Составьте мне, пожалуйста, простое предложение.

Докажите, что это предложение простое.

А теперь, составьте сложное предложение и докажите, что оно сложное?

Назовите сочинительные союзы? И какие сочинительные союзы вы знаете?

Перечислите подчинительные союзы?

Молодцы! Сегодня мы с вами пройдем новую тему, которая называется «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения».

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.

Мы гуляли по осеннему парку.

Т.к. имеется только одна грамматическая основа (Мы гуляли).

Дерево хрустнуло, и ветка упала к нашим ногам.

(Состоит из 2х грамматических основ, и 2х частей).

Соединительные ( И, НИ… НИ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ,

НЕ ТОЛЬКО … НО И, КАК… ТАК И, ДА (=И)), разделительные ( ИЛИ, ИЛИ… ИЛИ,

ЛИБО, ЛИБО … ЛИБО,

ТО… ТО, НЕ ТО… НЕ ТО,

ТО ЛИ … ТО ЛИ), противительные ( НО, ЗАТО,

ОДНАКО, ДА(=НО)).

Чтобы, что, когда, если и др.

Объяснение нового материала

Просмотр видеофрагмента . «Разделительные и выделительные знаки препинания».

Предложения представлены на слайде.

Ребята, прочитайте, пожалуйста данные предложения, постарайтесь ответить на следующий вопрос: в каких предложениях знаки препинания выделяют, а в каких разделяют части сложного предложения?

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В ССП, БСП они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в СПП выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Для того, чтобы понять, какую функцию выполняет знак в предложении, нужно потренироваться на упражнение.

Задание в карточках.

Определите тип предложения, функцию знака.

Молодцы! Тема оказалась несложной для вас. А сейчас одни ученик работает на доске, остальные в тетрадях.

Слушаем задание: Я продиктую вам два предложения. Вам нужно поставить знаки препинания в них, подчеркнуть главные члены предложения и определить тип предложения, составить схему.

Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.

Ученики смотрят видеоурок, записывают основную информацию в тетрадь.

    Подул порывистый ветер. Зашумели деревья.

Подул порывистый ветер, и зашумели деревья (Разделительная функция).

    Брат передал письмо. Он не стал ждать ответа.

Брат, когда передал письмо, не стал ждать ответа (Выделительная функция).

    Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (БСП, разделительная функция).

    Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед. (СПП, выделительная функция).

    Солнце жгло по- вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. (БСП, разделительная функция).

    Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. (ССП, разделительная функция).

    Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго. (БСП, разделительная функция).

Простое предложение.

ССП [ ] , [ ] .

После просмотра видеоурока учитель комментирует его подробно.

Самостоятельная работа

Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, написать ССП, СПП, ПП.

Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. Осень, и листья опадают с деревьев. В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колес. Вспомнила она, что в зимние вечера дедушка обыкновенно играл с нею. На дворе была метель, ветер выл, ставни тряслись и стучали. Когда выглянуло приветливое солнце, Коля проснулся.

С улицы послышался лай, и она хотела ответить на него.

Под диктовку учителя ученики записывают предложения в тетрадях.

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами прошли еще одну тему из раздела сложного предложения. На следующем уроке мы будем говорить о сложносочиненном предложении. Пожалуйста, повторите все изученные правила по теме синтаксис.

Ученики внимательно слушают учителя.

Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

Знать о разделительных и выделительных знаках препинания между частями сложного предложения.

Ученики записывают домашнее задание.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака .

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака .

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

Карточка №1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите тип предложения, функцию знака .

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.

3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.

5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.

В русском языке 10 знаков препинания. (их описывать не над)
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
б) какой знак препинания <<живет>>внутри предложения?

1. Какие знаки препинания могут ставиться на границе частей бессоюзного сложного предложения? 2. В каких сложных предложениях смысловые связи между

частями выражены отчетливее - в союзных или бессоюзных? 3. Выполните упражнение. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания не соответствует современным правилам. 1. Я стал читать, учиться - науки также надоели... 2. Я колебался - я не охотник до сентиментальных прогулок по морю... 3. Я понял его: бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным... 4. Через несколько мгновений поднимаю их и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер... (М.Ю.Лермонтов).

Расставьте все пропущенные знаки препинания

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений и употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Методическая разработка занятия

«Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»

дисциплина «Русский язык»

Разработчик:

Букарова Ю. А., учитель

Санкт-Петербург

2018

Тема урока: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения».

В русском языке много правил и много исключений из правил, поэтому наш язык один из самых сложных для изучения. Но, как правило, «справиться» с орфографической и с орфоэпической нормой для большинства носителей языка не составляет большого труда, чего нельзя сказать о норме пунктуационной. Ещё в начальных классах стоит объяснять ученикам, что не стоит ориентироваться на паузы учителя во время написания диктанта, не стоит ставить лишних запятых просто для украшения своей письменной речи, а ещё при чтении книг можно встретить необычную постановку знаков препинания – авторскую. К сожалению, часто складывается так, что к девятому, а то и к одиннадцатому классу, ученики прекрасно справляются с орфографическими правилами, но совершенно не владеют правилами русской пунктуации.

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений и употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения.

В процессе урока предполагается составлять конспект и таблицы.

Цель урока: познакомить учеников с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения.

Задачи:

1) Образовательные:

Познакомить с перечнем знаков препинания сложного предложения;

Познакомить с особенностями интонации сложного предложения;

2) Развивающие:

Научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения;

3) Воспитательные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

Содействовать развитию интереса к изучению русского языка;

Обогащать словарный запас учащихся.

Тип: урок изучения нового материала.

Оборудование: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова - Просвещение, 2014-2017г. (учебник), карточки с заданиями, медиапроектор.

Методы работы: слово учителя, беседа, наглядный метод.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (1 мин.).

Приветствие учащихся.

  1. Проверка домашнего задания (6 мин.).

Что было задано на дом?

Упр. №51.

(Провести фронтальный опрос учащихся на знание орфографии и пунктуации, определение грамматической основы в предложениях. Правильный ответ на вопрос упражнения заключается в том, что предикативные части сложных предложений связаны между собой причастными оборотами, деепричастными оборотами и союзами).

  1. Актуализация материала (3 мин.).

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое сложное предложение (СП)?

(Предложение, состоящее из двух или нескольких грамматических основ).

Какие виды СП вы знаете?

(Сложносочинённые и сложноподчинённые).

Какие средства связи СП вы знаете?

(Союзные и бессоюзные) .

Что может служить средством связи союзных предложений?

(Союзы, союзные слова и интонация).

Что может служить средством связи бессоюзных предложений?

(Только интонация).

Сегодня на уроке мы продолжим изучать сложное предложение, познакомимся с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения, рассмотрим интонацию сложного предложения.

4. Информационный блок 1 (10 мин.).

(На доске проецируется пунктуационный анекдот. Анекдот не окончен):

Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение, которое сильно сократило его расходы…

Подумайте, как при помощи запятой человек смог значительно сократить свои расходы?

(При помощи переноса запятой).

(Вторая часть анекдота):

«Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Кроме этого анекдота, вам наверняка знакомы двусмысленные фразы…

(На интерактивной доске):

«Казнить нельзя помиловать»

«Снимаю порчу»

«Мама выезжает утром встречайте»

Как постановка запятых повлияет на смысл данных высказываний?
- Давайте ещё раз посмотрим на слайд и подумаем, меняется ли интонация при разной постановке запятой в данных предложениях?

(Читаем вслух)

Какие особенности изменения интонации?

Итак, все вы убедились, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

- Знаки препинания в сложных предложениях могут выполнять разделительную и выделительную функции.

(Составление таблицы в тетради):

  1. Практический блок 1 (8 мин.)

В отрывках из сказок Андерсена найдите и назовите знаки препинания, выполняющие выделительную/разделительную функцию.

(Задания для устной работы на карточках. Два варианта)

Карточка №1

На крыше самого крайнего домика в одном маленьком городке приютилось гнездо аиста. В нем сидела мамаша с четырьмя птенцами, которые высовывали из гнезда свои маленькие черные клювы, - они у них еще не успели покраснеть. Неподалеку от гнезда, на самом коньке крыши, стоял, вытянувшись в струнку и поджав под себя одну ногу, сам папаша; ногу он поджимал, чтобы не стоять на часах без дела. Можно было подумать, что он вырезан из дерева, до того он был неподвижен.

Вот важно, так важно! - думал он. - У гнезда моей жены стоит часовой! Кто же знает, что я ее муж? Могут подумать, что я наряжен сюда в караул. То-то важно!" И он продолжал стоять на одной ноге. (Г. Х. Андерсен «Аисты»)

Карточка №2

Болотница была дома; пивоварню посетили в этот день гости: черт и его прабабушка, ядовитая старушка. Она никогда не бывает праздною, даже в гости берет с собою какое-нибудь рукоделье: или шьет из кожи башмаки, надев которые человек делается непоседой, или вышивает сплетни, или, наконец, вяжет необдуманные слова, срывающиеся у людей с языка, - все во вред и на пагубу людям! Да, чертова прабабушка - мастерица шить, вышивать и вязать! Она увидала Инге, поправила очки, посмотрела на нее еще и сказала: «Да она с задатками! Я попрошу вас уступить ее мне в память сегодняшнего посещения! Из нее выйдет отличный истукан для передней моего правнука!» (Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»)

  1. Информационный блок 2 (5 мин.)

(Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника)

Для чего она нужна?

В каких текстах она встречается?

Давайте рассмотрим несколько слайдов с предложениями, в которых встречаются авторские знаки препинания?

6. Практический блок 2 (8 мин.)

(На доске проецируются слайды. Ищем авторские знаки препинания. Устно анализируем, какой смысл передал автор тем или иным знаком, что особенного даёт такой знак в предложении. Закрепляем основную тему урока – находим выделительные и разделительные знаки препинания.)

Слайд №1

Сколько раз - он и я - по звенящим от засухи тропкам, или вовсе без тропок, по хребтам, в самый полдень.. .в непрерывности беседы и ходьбы - часами - летами - всё вверх, всё вверх. (Цветаева)

Слайд №2

Мать - не плакала. (Горький)

Слайд №3

Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой - одно. (Б. Пастернак)

Статьи по теме