Что необходимо знать о Рождестве Пресвятой Богородицы. А много ли мы знаем о Рождестве

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Как встречать Рождество:

Рождество — семейный праздник! Его обязательно надо отмечать в кругу самых родных и близких людей.

Ангелочек — впустите в дом радость!

Первыми, кто поклонился маленькому сыну Божьему, были пастухи — истинные дети природы!

Радостную весть о рождении Иисуса Христа им принес Ангел-Благовест!

Поэтому считается, что Ангелочек — главный символ Рождества!

Чтобы весь год дома царили покой, гармония и уют, украсьте его перед наступлением Рождества фигурками ангелочков!

Поставьте на полочки или повесьте на Новогоднюю елочку.

Какие блюда Рождественского стола подарят нам счастье?

6 января с появлением на небе первой звездочки, символизирующей Рождение Иисуса Христа, можно усаживаться за праздничный стол!

Чтобы счастье и радость не покинули ваш дом до следующего Рождества, на столе обязательно должны быть:

Рождественская кутья (сочиво).С нее нужно начинать трапезу. Согласно библейской легенде, человек, который на голодный желудок съест хотя бы одну ложку кутьи, весь год будет жить в здравии и благополучии.

Птица (утка или гусь), приготовленные целиком.. Недаром в Рождество испокон века говорят: «птица на столе — счастье в доме».

Пряники, печенье в виде ангелов и звездочек, пирожки и блинчики.

Их нужно выставлять на Рождественский стол уже в конце ужина, когда все гости испробуют кутью и птицу.

Также угощайте выпечкой и тех, кто будет приходить колядовать.

Взвар — компот из сушеных фруктов. Согласно преданию, если использовать этот напиток за Рождественским столом, Хвори и напасти будут обходить весь год стороной.

Рождественские приметы.

События, произошедшие с вами в ночь накануне Рождества и само Рождество, могут предсказать счастливое будущее.

Если в Рождественскую ночь к вам постучался нежданный гость, то обязательно впустите его в дом и попотчуйте разными яствами. Тогда весь год для вашей семьи будет счастливым и успешным! И дом всегда будет полон друзей, близких и любимых!

Если Рождественские свечи не потухнут, а полностью прогорят, то в новом году у вас случится нежданная, но большая радость!

Чего нельзя делать в праздник Рождества.

С благословенным днем Рождества связано много разнообразных традиций и обычаев. Так же, как и во многие православные праздники, в Рождество лучше не стоит:

Заниматься домашними делами: уборкой, шитьем,вышиванием, стиркой, глажкой и даже готовкой.

Позаботьтесь обо всех угощениях для рождественского стола уже в сочельник — б января. Также на время праздника не затевайте дома ремонт.

Ссориться не только с близкими, но даже незнакомцами.

В этот день вы должны совершать только добрые поступки и говорить хорошие слова.

В светлый праздник Рождества Христова — 7 января -сходите в храм на рождественские службы. Они идут с раннего утра и до позднего вечера.

Поставьте свечки и попросите у Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии здоровья и благополучия!

Молитва об исцелении недугов

«Господь Отец Небесный! Во имя Иисуса даруй мне исцеление в моей болезни (моих болезнях).
Исцели меня от… (перечислите конкретно, от чего вы хотите исцелиться).
Если есть какие-то препятствия к исцелению, Ты открой их мне. Открой грехи, в которых мне нужно покаяться, открой, что нужно изменить в моей жизни, научи меня, что мне нужно делать, чтобы получить исцеление.
Аминь».

Молитва о семейном благополучии

"Владычица Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкого расставания, до преждевременной и внезапной смерти без покаяния. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Пресвятая Богородица, спаси нас! "
Аминь.

Молитва о помощи в делах

"Господь Отец Небесный! Во имя Иисуса Христа, прости все мои грехи и помоги мне жить безгрешной жизнью.
Помоги мне не наступать на мины грехов, которые принесут мне боль и страдание. Научи меня исполнять Твои заповеди. Научи меня жить так, как хочешь того Ты.
Я прошу Тебя, помоги мне решить все мои проблемы. Помоги мне достаточно зарабатывать на жизнь. Помоги мне исцелиться от моих болезней. Помоги мне с жильем (перечислите свои нужды). Помоги мне во всех моих делах. Избавь меня от всякого зла, огради и защити меня."
Аминь.

Счастливого Рождества!

Ежегодно мы, как и все россияне, празднуем Рождество. В отличие от католического, православное рождество это не семейный праздник, а больше церковный. Но, несмотря на это, в православное рождество умудрились вплестись традиции древнерусского праздника – Коляды. И именно традиции Коляды делают наше Рождество особенным и непохожим на остальные праздники.

Сочельник

К Рождеству начинают готовиться заранее – в Сочельник. Это канун праздника. Последний день православного поста. Пост довольно жесткий. Например, в Сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды, которая возвестит о рождении Христа. Когда Вифлеемская звезда появится, накрывают ужин.

Начинают его всегда с обрядовой каши – кутьи, которая состоит из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы, изюма, орехов и мака. Все это приправляют сочивом – маковым, конопляным, миндальным или другим семянным маслом.


Фото: Фото: newstracker.ru

Колядки

Сразу после застолья начинаются колядки. Молодежь встает из-за стола и идет колядовать. Одевают страшные самодельные маски, которые, кстати, называются рожами и харями, нацепляют бороды из соломы и льна, наряжаются в вывернутые наизнанку шубы.

Этот обычай имеет очень даже языческое значение. Так молодые люди пугают нечисть, которая гуляет в канун рождества. Ведь мы помним, что православное Рождество смешано с праздником Колядки.

А потом сажают на сани мальчика, переодетого в горбатого старичка с длинной бородой, и несут его по улице. К группе присоединяются другие парни и девушки, которые выходит на звуки песен. Сама ватага парней и девиц также переодета. Кто в коня, кто в корову. А в козла переодевается сам Коляда. Это обязательный персонаж колядок. Шумной толпой молодые люди врываются в дома, поют, пляшут, предлагают погадать.

Православие определило эту традицию Колядок, как изгнание демонов – с Рождества до Крещения - время, когда выходят темные силы. А тот, кто одевает маску, изгоняет их.



День Рождества

А потом наутро начинается подготовка к самому Рождеству. В этот день, который, кстати, и называется день Рождества, пекут калачи, перепечи, маленькие ржаные колобки, фигурки из теста, изображающие коров, быков, овец и других животных. Ну и, конечно, главное угощение праздничного стола - рождественский гусь с яблоками или поросенок.



Святки

После Рождества начинались святки. Это 12 святых дней, дни, когда жизнь возрождается, делает своеобразный поворот к лету. Каждый день ознаменовал будущий в году месяц. Считалось, что как встретишь святки, так и проведешь год. Надо было стараться сделать так, чтобы каждый день был наполнен счастьем, весельем, согласием с близкими. Поэтому люди ходили друг к другу в гости, дарили подарки.

Ну а заканчивались Святки Крещением, купанием в проруби, когда вся скверна смывалась чистой ледяной водой. Но это уже совсем другая история.

Факты о Рождестве: в каком году родился Христос? Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии? Почему рождественский символ - елка? Ответы в статье!

Рождество Христово - второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о Рождестве Христовом.

В каком году родился Христос?

Казалось бы, все просто: новая эра считается от Рождества Христова. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность: римский составитель пасхалий аббат Дионисий Малый (работал в 525 году) ошибся на несколько лет.
Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно: из Евангелия от Матфея известно, что во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. На фоне всех жестокостей царя Ирода Великого это событие в небольшом городе в окрестностях Иерусалима вряд ли было особенно значительным для всей страны, поэтому в документах оно не отражено.
Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима - по нашему исчислению это 4 г. до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком, как говорит апостол и евангелист Матфей: «По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (2:19-21). Греческое слово παῖς может означать не только грудного младенца, но и любого ребенка, а детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.
Еще одна зацепка - год выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Лука называет его точно: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1) - эта дата высчитана, 28 г. н.э. В это время (или несколько позже) Христу около тридцати лет - потому что на проповедь он выходит после Крещения от Иоанна. Ровно тридцать Ему быть не могло, потому что тогда получалось бы, что Рождество Христово произошло уже после Ирода Великого, но это именно «около тридцати», а не «около сорока». Если предположить, что Христос выходит на проповедь в 28 году в возрасте, самое меньшее, 32 лет, а самое большее - в 35 - то год Его рождения колеблется в промежутке от 7 до 4 г. до н.э.

Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии?

В те годы мессианские ожидания в еврейском народе были особенно сильны. Иудея находилась под властью язычников - римлян, а Мессию воспринимали царем, который бы поверг врагов и восстановил царство Израиля. В том, что именно такова Его роль, были уверены все верующие иудеи - и потомки царей, и простые рыбаки и земледельцы.
Но Ирод таковым не был - его принадлежность к вере иудейского народа была формальной, чисто политической.
Ирод вообще не мог быть легитимным царем Иудеи, так как не являлся потомком Давида. По происхождению Ирод был идумеянином, а не евреем. Иудаизм принял не он сам, а его дед Антипа, и не по велению сердца, а покорившись Хасмонейскому Иудейскому царству.
Отец Ирода Антипатр получил должность прокуратора Иудеи и место опекуна тогдашнего иудейского царя и первосвященника Гиркана II из династии Маккавеев. Возвысившись, он захватил царский престол.
Антипатр пал жертвой заговора. Его сын Ирод уничтожил заговорщиков и взял власть в свои руки.
Чтобы придать легитимность своему правлению, он женился на внучке Гиркана II, чтобы зарекомендовать себя благочестивым человеком - реконструировал Храм. В 25 году до н.э. он решил проблему голода вследствие неурожая в Иудее, обменяв все золото во дворце на хлеб в Египте. Но его жестокость и подозрительность (он убил свою жену и сыновей, Александра, Аристобула и Антипатра, обвиненных в заговоре), его явное сотрудничество с оккупантами (власть он получил не без помощи римлян - заручившись поддержкой Марка Антония, он был избран сенатом в самом Риме) - все это привело к тому, что популярности в народе он не снискал.
Подозрительность царя усиливалась. Весть о рождении Мессии не была для него радостной - его интересовало не освобождение иудейского народа (и тем более, не просвещение других народов светом истинной веры, чего также ждали верующие люди), а сохранение власти.


«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)
Тяга к власти уже неоднократно превращала Ирода, гордеца и самозванца, еще и в жестокого убийцу - но избиение младенцев превзошло прежние его преступления. После этого он прожил не более трех лет (вероятнее всего, еще меньше).

Почему волхвы пришли поклониться Христу?

Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, скорее всего, пришли из Персии и, видимо, были астрономами (в то время астрономия тесно пересекалась с астрологией). А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все.
Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм, или маздеизм, - самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.



Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Исторические и культурные связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков - иудеи были захвачены персами; действие некоторых ветхозаветных книг происходит в Персии (книга пророка Даниила, книга Есфири).
В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога.
Многие мотивы «благой веры» (так называют себя сами зороастрийцы - термин «зороастризм» используют европейцы для обозначения этой религии по имени ее пророка - Спитамы Заратуштры) близки иудаизму. В частности, эсхатология, включающая в себя воскресение мертвых и последний суд, в обеих религиях практически совпадают.
Древнееврейское учение о Машиахе (Мессии) провозглашало пришествие Царя-Освободителя и перекликалось с зороастрийским представлением о Саошьянтах - трех спасителях, которые поочередно придут в конце времени и обратят людей в Благую веру. Третий Саошьянт вместе со всеми верующими победит разрушительную силу Друдж (злой дух - Ангра) и воскресит мертвых. После этого мир будет преображен до состояния первозданного совершенства - это изменение мира называется «Фрашо-керети».
Будучи наднациональной религией, маздеизм не усматривал никаких препятствий к тому, чтобы Саошьянт происходил из иудеев, которые, знали зороастрийцы, также ждут Царя-Спасителя.
Вот почему новая звезда Царя Иудейского - Спасителя мира - повела трех ученых жрецов в далекий Иерусалим.

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли - кормушку для скота.
Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни - деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня - ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом.
Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты.
А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя?


Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.
Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.
Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает.
Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, – сообщает он в труде «Против Цельса». – В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Что это за враги веры?

В середине II века в Иудее произошло крупное восстание против Рима под предводительством Бар-Кохбы (среди иудеев даже было представление о том, что именно этот человек является обещанным Мессией). Мятеж был жестоко подавлен. Император Адриан до основания разрушил Иерусалимский Храм и фактически весь Иерусалим, изгнал из него евреев, запретив даже приближаться к святому городу (лишь накануне иудейской Пасхи они могли смотреть на него с горы, до сего дня называющейся «hар hа-цофим» – гора Обозрения), дал построенной на руинах колонии новое название - Элия Капитолина, и даже саму провинцию Иудея переименовал в Палестину.
По мрачной иронии библейская земля получила название в честь народа, с которым воевали ветхозаветные судьи и сам царь Давид - филистимлян.
Стремясь стереть с лица земли само воспоминание о жившем здесь народе, Адриан уничтожает и святыни христиан, воспринимая их как иудейскую секту. В Древней Церкви было принято собираться для Евхаристии в памятных местах - и рождественская пещера не стала исключением. Адриан велит строить над ними языческие храмы. По свидетельству переводчика Писания на латынь, блаженного Иеронима Стридонского, «та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры».
Но память о пещере сохранялась на протяжении первых веков христианства, и именно это место описывал в середине III века Ориген.
Пройдет несколько десятилетий, и святая царица Елена начнет поиски христианских святынь. Благодаря маниакальной мстительности Адриана, пытавшегося осквернить и уничтожить их языческими обрядами, святые места легко находились: на них указывали языческие алтари.

Почему рождественский символ - елка?

От истории перейдем к легендам и народным обычаям.
Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.
А вот почему возникла эта легенда, известно не всем.
У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода.
В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью.
А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год.
В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело - еловые ветки украшали город к Новому году.
Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века, и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу - лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае, как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».


Дореволюционная рождественская открытка
В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии инославным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда - сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками (правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе, во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке - символе жизни).
Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.
А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока - и в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, на витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями.

Когда праздновали Рождество древние христиане?

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии - 6 января.
Откуда взялись эти даты?
Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…).
Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи - Воскресения Христова - а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы - т. е. 25 марта.
Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления - Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) - с Рождеством.
Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру.
Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря?
Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан.
Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу.
Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».
До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления - 6 января.

Когда мы будем праздновать Рождество в XXII веке?

Вопрос кажется забавным - ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю.
Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться.
Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря. Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие:
- если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный;
- если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то - простой.
Таким образом, 1900 год - простой, 2000 - високосный, 2100 - простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому.
Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.
Как ни странно, Православные Церкви, живущие по старому стилю, могут оказаться перед серьезной проблемой - уже сейчас есть люди даже из числа священников, которые уверены, что именно это смещение является нарушением литургической традиции и категорически недопустимо. Конечно, здравомыслящие люди разберутся с проблемой сложения в пределах одной единицы, но психологический дискомфорт обеспечен даже им - ведь в обычной жизни мы ориентируемся на гражданский календарь.
Остается надеяться, что и государство проявит благоразумие и сместит выходной день 7 января на 8.
С праздником Рождества вас, дорогие читатели! Помощи Божией во всех ваших делах, мира и благополучия!


Приближается один из самых больших и светлых христианских праздников - Рождество. Что верующие и не верующие должны знать о Рождестве? На эти и другие вопросы ответил Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Должен ли человек с атеистическим мировоззрением, не крещенный праздновать Рождество? Или ему лучше не смущать своим присутствием тех, кто выходит из поста и готовится к празднику?

- Мне сложно сказать, что должен делать человек некрещёный. Особенно относительно Рождества. Так же, как собственно говоря и относительно Пасхи. Да, я знаю, что многие атеисты празднуют и Рождество и Пасху. Сложно говорить, что движет этими людьми. Ведь Рождество - это день рождения Господа Иисуса Христа, в Которого они не верят. Поэтому, скорее всего, для них эти события не более, чем повод посидеть за столом, который ничего общего не имеет с духовной жизнью.

Единственное, что могу посоветовать атеисту, так это не смущать людей верующих своими нападками на веру. Вообще, нам уже давно надо научиться уважать взгляды и мирововоззрение других людей, даже если они не согласны с нами. Именно это является основой и фундаментом цивилизованного общества. А то, слишком часто получается так, что люди неверующие пытаются доказать свою правоту при помощи силы. Примеров более, чем достаточно.

Как провести правильно день 6 января на кануне Рождества? Есть ли какие-то православные традиции? Или можно целый день смотреть веселые рождественские фильмы, юмористические передачи и играть в компьютерные игры?

- В эти дни православные христиане обязательно посещают храм. Это главное. Вообще, все важное в нашей жизни совершается в храме - крещение ребёнка, венчание, отпевание родных и близких. Но самое важное - это Литургия. Только участие в этом Таинстве даёт возможность реально пережить все то, что совершается в эти дни и о чем мы читаем в Священном Писании.

Поэтому, если говорить о традициях, то это самая ключевая. А вот смотреть телевизор, играть в игры и т.д., - второстепенные вещи.

Когда точно наступает Рождество и его следует праздновать? Есть ли конкретное время? Или ждать, когда появится на небе первая звезда? А если небо заволокло тучами и звезд не видно?

- По традиции, звезда - это только разрешение на подкрепление пищей перед ночным Богослужением. Нужно сказать, что 6-ё января - день самого строгого поста перед Рождеством. То есть, в этот день не принято вкушать пищу да захода солнца и появления первой звезды. Должен сказать, что такая традиция тоже имеет литургические корни. Дело в том, что раньше предрождественская Литургия совершалась не с утра, как сейчас, а после обеда, то есть в 3 часа дня. Поэтому, обычно заканчивалась она довольно поздно - часов в 7-8 вечера. И естественно, что христиане подкреплялись пищей уже тогда, когда на небе горели звезды. Сегодня Литургия совершается с утра, но традиция позднего приема пищи осталась. Об этом сказано и в богослужебном уставе нашей Церкви.

Сразу ли нужно садиться за стол, когда появится первая звезда? Или основной праздник приходится на 7 января? Какие блюда обязательно должны быть на столе?

- Рождество наступит после рождественской Литургии 7-го января. Вот тогда, после богослужения и можно садиться за стол и разговляться. Что кстати имеет смысл только для тех, кто постился. Те же, кто пост не держал, не был в храме на праздничном богослужении никогда по-настоящему пережить Рождество не смогут.

Будет ли прок неверующему и некрещенному человеку и его душе, если он посетит рождественскую службу в церкви или получит благословление?

- Конечно! Прок, как вы говорите, будет всем и каждому, кто посетит Рождественское богослужение. Именно так и надо отмечать этот праздник- в храме. Даже если человек неверующий. Пути Господни неисповедимы! И может, именно после богослужения атеист поверит в Бога?! Такое, поверьте, случается и довольно часто.

Почему если летоисчисление у нас идет от Рождества Христова, то мы не празднуем Рождество 1 января? Как в новом, так и в старом стиле календарей вначале наступает Рождество и лишь потом Новый год .

- Идея праздновать Рождество 31 декабря не имеет ни канонического, ни традиционного оправдания. Для нас, христиан, Новый год вообще наступает в сентябре. Именно тогда Церковь отмечает новолетие. А 1 января, как и 13 января, это не более чем гражданский Новый год, привязываться к которому с точки зрения Церкви не имеет никакого смысла. Главное событие для нас - это Рождество Христово, а когда там наступает Новый год не столь важно. Вообще, я думаю, что раз в нашем обществе летоисчисление ведётся "Анно Домини" - "от Рождества Христова ", то, скорее общество и должно что-то менять и подстраиваться под Церковь, а не наоборот.

Начиная с Рождественской ночи до Крещения наши предки рядились в шкуры зверей, надевали рогатые маски, озорничали, колядовали. В эти праздники также всегда гадали в том числе и верующие. Стоит ли придерживаться этих традиций и как современная церковь к ним относится?

- Все, перечисленное вами, кроме колядок, это чистой воды язычество, которое ничего общего с христианством не имеет. Колядки никак нельзя ставить в этот ряд просто потому, что они прославляют Бога. А вот гадание, ряжение в шкуры зверей и т.д., это такие вещи которые Церковь безусловно осуждает.

Статьи по теме