Легендарная башня. зиккураты двуречья


Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе , типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Зиккурат ,

храм Кукулькан,


  • зиккураты в представлениях древних шумеров, ассирийцев и вавилонян должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал представления человека о бесконечности и многогранности Вселенной

Зиккурат


  • Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме. Чередование подчеркивалось раскраской: - Нижняя терраса была окрашена черным битумом, - вторая – облицована обожженным красным кирпичом, - третья была побелена.

зиккурат Ур-Намму Провинция Ди-Кар, Ирак.


В каждом центре города шумеров, т.е. жителей Двуречья или Месопотамии, находился главный храм – зиккурат. Он выглядел в форме ступенчатой пирамиды

Зиккурат бога Луны в Междуречье



Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) - наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья . Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур- Намму и Шульги , как и святилище Экишнугаль , в честь лунного божества Нанна . Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом








  • Уру́к (шумер. 𒌷𒀔 Унуг, библейск. Эрех , греч. Орхоя, соврем. Варка) - в 3-м тысячелетии до н. э. древний город-государство шумеров в Южном Двуречье (Южный Ирак )

Раскопки Урука в современном Ираке. На переднем плане - руины Каменного здания







Зиккурат в Уруке


  • Святилище бога Мардука (Эсагила)

Мардук и его дракон с Вавилонской цилиндрической печати


Культовый центр Вавилона. На переднем плане – храм Мардука (Эсагила),

на заднем – Вавилонская Башня (Э-теменанки)


Модель расположения Этеменанки (слева) и Эсагилы (справа) в Вавилоне


  • Комплекс Эсагилы, строительство которого было окончательно

завершено при Навуходоносоре II (604-562годы до н. э.)

  • располагался в центре Вавилона
  • Комплекс включал в себя большой двор площадью около 40× 70 метров, включавший в себя малый двор (площадью около 25 × 40 метров), и

храм, состоявший из передней части и святая святых, где стояли статуи

Мардука и его супруги Царпанит .




У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия.

Макет башни


Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров

  • На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей

Основание Этеменанки и его изображение на табличке





Месопотамские зиккураты и египетские пирамиды. Слева направо: зиккурат Ану в Эриду, зиккурат Инанны в Уруке, зиккурат Этеменанки в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня), пирамиды Джосера и Хуфу

Первый зиккурат на месте Э-теменанки был возведен еще во вре­мена царя Хаммурапи (ХVII век до н. э.). Его сырцовая кладка неод­нократно реставрировалась. В 689 г. до н. э. Вавилон был захвачен воинами ассирийского царя Синахериба, который «стены уничтожил городские и его дома, храмы и богов, храмовую башню из песка и гли­ны... разрушил и сбросил в канал Арахту...». Святилище Эсагила и зиккурат были восстановлены через пятнадцать лет ассирийским зодчим Арадаххешу, а при Навуходоносоре II грандиозное строительство пришло к концу. Как свидетельствуют клинописные таблички, царь сам участвовал в строительстве Башни, поднимая наверх корзины с кирпичами (рис. 8.13).

Рис. 8.13. Руины города и Вавилонской Башни

Зиккурат имел семь ярусов. Согласно Р. Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров, седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом.

Геро­дот считал, что размеры его основания были 185×85 метров. Страбон, заставший зиккурат уже разрушенным, был уверен, что его высота в 90 сажен «превзошла даже египетские пирамиды». Вну­треннее ядро Э-теменанки состояло из сырцового кирпича, облицовка – из обожженных кирпичей (32×32 см), уло­женных на битуме (рис. 8.14). Башня стояла на равнине Сахн («Сковорода» ) на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Древней Греции:

«В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой – святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи – должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе...» [Геродот, I , 181] .

«Здесь находится также гробница Бела, теперь разрушенная; как говорят, ее срыл Ксеркс. Это была четытехугольная пирамида, сооруженная из обожженнрго кир­пича, высотой_в_стадию, так же как и каждая_сторона ее была длиной в стадию…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа.

Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской Башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-теменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними как завороженный:

«Александр хотел восстановить эту пирамиду; однако для этого требовалось много труда и продолжительное время (только одна расчистка мусора заняла бы 10000 человек в течение двух месяцев), поэтому царь не успел окончить предприятие, так как вскоре его постигли недуг и кончина. Никто из его преемников не заботился об этом…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

Рис. 8.14. Реконструкция Вавилонской Башни – картина П. Брейгеля Старшего (1563 г.)

Расчлененные с каждой стороны 12 широкими лопатками, стены были, в отличие от более ранних зиккуратов, строго верти­кальны. Два нижних яруса, расчле­ненных лопатками, были намного выше ос­тальных. К южной стене примыкали три лест­ницы, ведущие на первую террасу (как и в Уре). На вторую террасу поднимались по лестни­цам, примыкавшим к восточной и западной стенам. Дальше движение должно было идти по спирали, однако не по пандусу, как в Дур-Шаррукине, а по лестницам.

Вершина зиккурата – храм – был облицован голубыми плитками и увенчан громадными золотыми рогами, посвященными богу Мардуку и его супруге – богине утренней зари Царпаниту (Иштар). Подъем на ярусы был сде­лан снаружи. Он шел по спира­ли вокруг всех башен. Входить в жилище бога могли только жрецы. Внутри храма стояло громадное золотое ложе для бо­га и стол для возложения поже­ртвований. К потолку святили­ща был подвешен огромный све­тильник в виде солнечного диска (рис. 8.17).

Рис. 8.15. Варианты реконструкции Вавилонской башни по Л. Вулли и Г. Мартини (1923 г.)

Рис. 8.16. Варианты реконструкции Вавилонской Башни. Вверху – современная версия (Германия),

внизу – по Т. Домбарту (1930 г.)

Рис. 8.17. Изображение бога Шамаша. Рельеф (по Шипье и Перро)

По поводу количества и цветового решения ярусов в этом зиккурате существуют самые различные версии. Однако большинство исследователей сходится на том, что число ярусов было равно 7: по числу известных в те времена планет и небесных светил; по числу дней в неделе (лунный календарь); в соответствии с вавилонским вариантом «модели Вселенной».

В любом случае семиярусный зиккурат символизировал политический и религиозный союз семи главных городов Вавилонской федерации (Борсиппы, Вавилона, Киша, Куты, Сиппара, Ура и Урука). Два варианта интерпретации цветовой символики Вавилонской башни приведены на таблицах 1-2.

Таблица 1

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Меркурий

Борсиппа

Понедельник

Таблица 2

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Понедельник

Меркурий

Борсиппа

Наблюдения за звездами велись с площадки перед храмом – «Горной Выси». Здесь находились астрономические приборы и инструменты – визир, солнечный и водяной хронометры и т.п. Вполне возможно, что громадные рога на крыше храма выполняли функцию визиров, с помощью которых определяли положение небесных тел в различное время суток.

Судьба некоторых древних легенд довольно причудлива: они сначала безоговорочно принимаются на веру, затем точно так же безоговорочно отрицаются и называются небылицами, а затем снова получают то или иное подтверждение. Ещё не так уж давно Вавилонская башня из знаменитого библейского сказания считалась абсолютно выдуманной и никогда не существовавшей. Но чем больше современные учёные узнают о возвышавшемся в древности над Вавилоном зиккурате, тем больше они склоняются к мнению, что у него и у библейской Вавилонской башни немало общего…

До неба не достали, но голову пришлось поднимать

Великий зиккурат в Вавилоне не сохранился до наших дней ни в каком виде, точно также как и не сохранилось сведений и о том, когда же точно было начато строительство этого сооружения. Известно лишь, что в XVIII веке до нашей эры, при великом вавилонском царе Хаммурапи, этот зиккурат уже существовал. Впрочем, как и большинство древних монументальных сооружений Междуречья, Зиккурат Этеменанки (существует два основных варианта перевода этого названия – «дом основания неба и земли» и «дом, где небеса сходятся с землёй») находился в постоянном процессе перестройки, достраивания, реконструкции и тому подобного.

Больше всего сведений о вавилонском зиккурате имеется из эпохи Нововавилонского царства, VII-VI веков до нашей эры. Именно тогда, при царях Набопаласаре и Навуходоносоре II, Этеменанки не только был восстановлен после периода запустения, но и достиг своего наивысшего великолепия. Именно от того зиккурата остались наиболее подробные описания и очертания фундамента, сохранившиеся до сих пор и помогающие судить о размерах Этеменанки. Зиккурат был составной частью священного храмового города Эсагила, расположенного внутри Вавилона. Эсагил переводится как «Дом поднятия головы» и, чтобы взглянуть на зиккурат, современникам действительно приходилось поднимать головы. Длина каждой из сторон квадратного основания Этеменанки была 91 метр, зиккурат состоял из семи террас, первая из которых была самой высокой – 33 метра. Общая высота сооружения составляла около 90 метров, а венчал его храм, посвящённый верховному богу вавилонского пантеона Мардуку. Каждая терраса Этеменанки имела собственное предназначение, а его стены. В отличие от большинства зиккуратов стены Этеменанки, на строительство которого было расходовано примерно 85 миллионов кирпичей, практически не имели угла наклона или это угол был весьма незначительным.

Легенды на пустом месте не рождаются

Как только была подтверждена реальность существования в Вавилоне монументального сооружения, напоминавшего по форме башню и имевшего солидную высоту, исследователи незамедлительно вспомнили о библейской Вавилонской башне. Аналогии между двумя этими объектами стали ещё более очевидными и обоснованными, как только стало ясно, что наиболее великолепный вид зиккурат Этеменанки обрёл при царе Навуходоносоре II. Ведь именно этот царь завоевал Израиль, захватил Иерусалим, разрушил в 586 году Храм Соломона и положил начало более чем полувековому Вавилонскому пленению еврейского народа. Огромное число евреев были переселены в Вавилон, где они и могли видеть Этеменанки. Вполне логично предположить, что их поразило это монументальное сооружение, которое и нашло отражение в библейских сказаниях, приобретя в них особый смысл.

Кстати, во многом символический характер зиккурата Этеменанки, или Вавилонской башни, как греховной попытки язычников достичь неба и сравняться с богами, подтверждается не так давно обнаруженными артефактами. Недавно в одной из частных коллекций бала обнаружена древневавилонская стела, которая оказалась стелой царя Навуходоносора II, на которой был изображён сам царь, схематическое, но при этом достаточно чёткое и подробное изображение зиккурата Этеменанки, а также торжественная надпись по этому поводу от имени царя. В этой надписи как раз и содержится горделивое утверждение Навуходоносора II, что он воздвиг башню-зиккурат почти до неба, сделал её сияющей подобно солнцу и предоставляющей возможность общаться с верховным богом Мардуком почти на равных. Здесь же была обнаружена и возможная зацепка относительно библейской легенды о том, что со строительства Вавилонской башни началось разделение народов по разным языкам: царь отмечает то, что для завершения обустройства Этеменанки он собрал представителей многих подвластных ему народов, которых заставил трудиться вместе.


Наравне с Великими Египетскими пирамидами неразрешимую загадку древности составляют и многочисленные зиккураты, лежащие сегодня в руинах. Однако в древнейшие времена им отводилась особая честь быть жилищем мифических богов на Земле. В одну из ночей в специально подготовленные покои вводилась молодая девственница, самая красивая из всех девушек страны. Она предназначалась великому Мардуку в невесты. Но со временем величественный культ превратился в узаконенную проституцию. Святилище стало настоящим пристанищем блудниц, гнездом разврата.

Факт того, что некогда в Вавилоне возвышалось самое высокое сооружение в мире, неоспорим. Многие отождествляют его с библейской Вавилонской башней. Однако, многие авторитетные исследователи утверждают, что это остатки стен самого большого зиккурата в истории человечества, посвященного верховному богу древних вавилонян – Мардуку. Зиккураты представляли собой огромные многоярусные башни, причем каждый ярус был окрашен в определенный цвет, символизирующий местонахождение бога в высшей иерархии. Мардуку полагался самый верхний, на террасе которого и находилось святилище «созидателя и разрушителя, полного жалости и умеющего сострадать», окрашенное в пурпурный цвет. По подсчетам ученых, храм верховного бога располагался на высоте девяноста метров над землей.
Как следует из описания этого зиккурата Геродотом, на самой вершине возвышалась огромная, отлитая из чистого золота, статуя Мардука, весов в 23,5 тонны. Здесь же находилась и священная опочивальня Величайшего из великих, где преданная жрица ежедневно ожидала своего повелителя, расстилая божественное ложе. Именно здесь, в главном святилище, раз в году, в канун празднования начала Нового года в Вавилоне - приблизительно в первой половине марта, бога Мардука дожидалась молодая девственница, сменяющая жрицу. Она олицетворяла собой земное воплощение богини плодородия и матери всего сущего – грозную Иштар. Девушка отбиралась из числа самых красивых, умных, воспитанных и могла быть только из благородного аристократического семейства. Бог-отец Мардук в этот день сочетался браком со своей избранницей.
Подробности «священного брака» были покрыты завесой тайны. Но, остались некоторые свидетельства, описывающие происходящее в таинственных покоях. Зачастую роль Великого Мардука исполнял или верховный жрец, или царь Вавилонских земель. При этом вовсе не считался грехом и инцест, если была выбрана в невесты сестра или дочь правителя. С этого момента девушка считалась законной женой бога, поэтому ни один смертный не имел права прикоснуться к ней. Ее ожидали почести и уважение – дань ее положению. Однако, как следует из исторических источников, большинство из бывших невест Мардука умирали от сильнейшей депрессии и истощения организма от постоянного употребления наркотических веществ. Не было ни одного случая, чтобы невесты бога оказывались беременными, хотя, возможно, это попросту тщательно скрывали. Существует и несколько упоминаний о загадочных исчезновениях невест Мардука. После того, как девушка и «спустившийся с небес» совершали священный акт любви, многочисленные низшие жрецы Иштар и простой народ завершали празднество настоящими оргиями в «Доме любви», находившимся при храме. И если первоначально половое слияние в культе плодородия на самом деле символизировало благословение богов, то со временем все было сведено к банальной массовой проституции. Геродот, оказавшийся свидетелем одного из таких торжеств, оставил такие воспоминания: «Девушки Вавилона обязаны были один раз в жизни в храме Мелитты отдаться за деньги чужестранцу. Знатные женщины, гордые своим богатством, не хотели смешиваться с другими и приезжали в храм в закрытых колесницах. Они останавливались перед храмом, окруженные большим количеством слуг, которые оберегали их от жрецов. Но большинство женщин оставались в окружающих храм аллеях с венком из цветов на голове. Протянутыми веревками аллеи эти делились на отдельные участки, по которым прогуливались чужеземцы и выбирали себе какую-нибудь из женщин. Когда женщина заняла здесь место, она не смеет уходить отсюда раньше, чем не отдастся какому-нибудь чужестранцу, последний дает ей денег, говоря: Я призываю богиню Мелитту. Как ни скромна была бы предлагаемая им сумма, он не получит отказа; закон защищает его, так как это золото священно. Она следует за первым, кто бросит ей деньги, так как отказываться она не вправе». Однако после этого девушка могла уйти в любое время и никто не смел ее останавливать, так как священный закон был исполнен. Самое удивительное, что ни одна из них не смела отказаться от исполнения этой миссии. Порой самые некрасивые девушки, ожидая своей очереди, могли находиться при храме и несколько лет. Величайший город древних времен, непобедимый Вавилон погряз в грехах. Это засвидетельствовал и Квинт Курций Руф в «Истории Александра Великого»: «Нельзя себе представить ничего более распутного, чем этот народ; не может быть большей утонченности в искусстве утех и сладострастия. Отцы и матери мирились с тем, что их дочери за деньги продавали гостям свои ласки, мужья спокойно относились к проституированию своих жен. Вавилоняне были погружены в пьянство и во все бесчинства, связанные с этим. Женщины на пирах снимали свои верхние одежды, потом остальное платье, одно за другим, мало-помалу обнажали свое тело и, наконец, оставались совершенно нагими, И так распущенно вели себя не публичные женщины, а самые знатные дамы и их дочери». Город, погрязший в разврате, оказался бессилен противостоять врагу и был разрушен им в одно мгновение. От былого великолепия остались только жалкие руины на территории современного Ирана. А культ Мардука и Иштар продолжает свое существование лишь на глиняных осколках.

Башни-зиккураты попадаются нам на глаза довольно часто – например, именно фотография такой постройки традиционно украшает обложку учебника по истории для средней школы.


Зиккурат – это древняя храмовая постройка, впервые появившаяся у древних ассирийцев и вавилонян. Ученые утверждают, что первые зиккураты были построены в IV тысячелетии до нашей эры в долине рек Тигр и Евфрат.

Как выглядят зиккураты?

Термин «зиккурат» имеет вавилонские корни (от sigguratu , что означает «вершина» ). Башня выглядит как несколько ступенчатых террас, поставленных одна на другую, с широким основанием и заметным сужением к вершине. По очертаниям зиккурат напоминает классическую пирамиду.

На вершине зиккурата располагался храм, в стенах были выполнены дренажные отверстия. Попасть в храм на вершине можно было по главной фронтальной лестнице или по одной из лестниц (пандусов), расположенных вдоль боковых стен. Внутри зиккурата, в главном зале, располагались статуи богов, выполненные из дерева и покрытые пластинами из слоновой кости и , с глазами из драгоценных камней.

Основа зиккурата выполнялась из укрепленных тростниковыми прослойками глиняных кирпичей, снаружи делали кладку из обожженной глины. Первоначально зиккурат состоял из одной террасы, но уже со второго тысячелетия до нашей эры вошло в практику строительство многоуровневых сооружений.


Известно, что шумеры делали три уровня (в честь бога воздуха, бога воды и бога неба), вавилоняне же строили башни в семь уровней. Основание храмовой башни могло быть как прямоугольным, так и квадратным, а размеры строения были более чем внушительны. Так, вавилонский зиккурат достигал в высоту почти ста метров. В стенах башен были комнаты для священников и служителей храма.

Что символизировали зиккураты?

По одной из версий, зиккураты в представлениях древних шумеров, ассирийцев и вавилонян должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал о бесконечности и многогранности Вселенной.

Неслучайно каждая из террас была окрашена в свой цвет, условно обозначая подземный мир, мир человека, мир животных и так далее. Венчавший верхушку строения храм символизировал небо. Эти искусственные холмы – массивные сооружения с наклонными стенами – в свое время являлись предметом гордости правителей, тщательно обновлялись и на протяжении столетий могли не один раз перестраиваться.


Со временем зиккураты стали использовать не как храмовые сооружения, а как административные центры.

Самые известные зиккураты

Судя по описаниям, оставленным Геродотом, известная нам по Библии Вавилонская башня была зиккуратом. Строение четырехугольной формы имело в основании стороны длиной по 355 метров каждая, по центру же размещалась башня длиной и шириной почти 180 метров. Сверху на ней стояли одна на другой еще семь башен, вокруг которых вилась лестница. А на венчающей это сооружение башне находился храм.

До наших дней сохранились остатки зиккурата в городе Уре. Башня построена во втором тысячелетии до нашей эры в честь бога Луны. Первоначально строение было трехъярусным, позже число уровней довели до семи; по своим размерам храм не уступал Вавилонской башне. Изучать зиккурат в Уре стали с середины XIX века. В его стенах обнаружили клинопись, повествующую о ходе строительства.

Благодаря этому ученым удалось воссоздать модель зиккурата: прямоугольное основание размерами 45 на 60 метров; слой облицовки обожженным кирпичом толщиной в два с половиной метра; первый ярус, достигавший в высоту пятнадцати метров. Террасы были окрашены в черный, красный и белый цвета. На вершину вели три лестницы, по сто ступеней в каждой.

Зиккураты периода второго тысячелетия до нашей эры сохранились сегодня в Иране, времен первого тысячелетия до нашей эры – в Ираке (Вавилон, Борсип, Дур-Шаррукин).

Исследователям удалось установить, что для придания зданию более внушительного вида строители намеренно искривляли стены. В месопотамских зиккуратах стены могли быть наклонены внутрь, либо делались выпуклыми. Эти ухищрения заставляли взгляд человека невольно скользить вверх и фокусироваться на храме, венчающем верхушку. Купол этого храма нередко делали позолоченным.


Чтобы кирпич, из которого строили зиккурат, не разбухал от влаги, в стенах делали выложенные черепками прорези, позволявшие осушать постройку изнутри, отводя лишнюю влагу. Дело в том, что террасы зиккуратов были покрыты землей, на них росла трава и деревья, и дренажные отверстия были созданы для уменьшения вредного воздействия влажной почвы на камни.

Статьи по теме