За что Пушкин вызвал Дантеса на свою последнюю дуэль. Смерть пушкина — любопытные факты

Неизвестная история: дуэль Пушкина и Дантеса

Михаил Сафонов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН:

29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года в 14:45 Александр Пушкин скончался от раны, полученной на дуэли двумя днями ранее. Казалось бы, в истории жизни и смерти поэта для ученых давно не осталось никаких тайн. Но нет, новые сведения продолжают появляться. И они заставляют иначе расставлять акценты в ситуациях, которыми был насыщен последний год жизни поэта.

К то кого оскорбил
– Классическая версия всем известна: Пушкин, оскорбленный ухаживаниями Дантеса за его женой, дрался с ним на дуэли. За скобками всегда оставался главный вопрос: почему вызов на дуэль послал Дантес Пушкину, а не наоборот? Ведь оскорбленным-то был поэт. Согласитесь, что-то здесь не так.

Утром 26 января Пушкин пишет гневное письмо нидерландскому посланнику Геккерну, где нет ни слова о дуэли, зато есть такие слова: «Я не могу терпеть, чтобы моя семья имела какие бы то ни было сношения с вашей. Только на этом условии согласился я не давать хода этому грязному делу и не обесчестить вас в глазах дворов нашего и вашего, к чему я имел и возможность и намерение. <...> я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь».

В тот же день поздно ночью секундант Дантеса д"Аршиак приносит Пушкину вызов на дуэль. Вызов был подписан Геккерном, внизу стояла приписка Дантеса: «Читано и одобрено мною». Не слишком ли странная конструкция для дуэли за оскорбленную честь жены?

Кстати, до недавнего времени считалось, что это письмо Пушкин написал Геккерну после «ссоры на лестнице». Исследователи, пытаясь объяснить причину вызова, считали именно этот инцидент спусковым крючком всей дальнейшей трагедии. Они трактовали этот эпизод так: якобы Геккерн пришел у Пушкину домой, тот его не впустил и они поссорились на лестнице.

Ссора обозначена в записках Василия Жуковского, друга и покровителя поэта (он записывал все события – до дуэли и после нее) таким образом: «В понедельник приезд Геккерна и ссора на лестнице». Но... никакой ссоры Геккерна и Пушкина на лестнице не было.

Луи Геккерн

Голландский дипломат. Получил звание барона Первой французской Империи в 1813 году. Приёмный отец Жоржа Дантеса

Дело в том, что Жуковский даты ставил редко, но записывал все события именно так, как они следовали в жизни. Ссора упомянута между записью о том, как привезли домой раненого поэта, и о том, что 1 февраля Жуковский получил из Казначейства 10 тысяч рублей, выделенных Николаем I для вдовы и детей поэта.

Кроме того, едва ли только назойливые ухаживания Дантеса за Натальей Пушкиной могли грозить дипломату Геккерну бесчестьем при двух европейских дворах. Так что же заставило Пушкина требовать у него прекратить всякие отношения между семействами, грозя ему дипломатическим скандалом?

Жорж Шарль Дантес

Посланнику королевства Нидерландов в Петербурге барону Луи Якобу Дер Анна Борхард де Беверваард ван Геккерну было что скрывать. Он ведь, по сути, обманул двух монархов.

В 1833-м в Петербург приехал отпрыск обнищавшего французского рода 22-летний Жорж Дантес. Молодого человека интересовали деньги и карьера, и все способы для достижения этих целей ему казались хороши. А для императора Николая I было важно показать, что роялисты, подвергаемые во Франции преследованию, служат в России. Так молодой человек был зачислен на военную службу. А императрица Александра Федоровна даже оплачивала из собственных средств Дантесу службу в Кавалергардском полку...

По дороге в Петербург Дантес познакомился с посланником королевства Нидерландов бароном Геккерном. Этот человек, хотя и жаловался постоянно на бедность, был весьма состоятельным. Он собирал антиквариат и приторговывал им. Ввозил контрабандой по дипканалам дорогие вина - ему даже за это выносили официальное порицание.

Но была у Геккерна и иная страсть. В свете про посланника говорили: «Он окружил себя молодыми людьми самого наглого разврата». Среди которых был и Жорж Дантес...

своего короля Геккерн добился разрешения на инкорпорацию Дантеса в дворянство. Он предоставил ложные сведения о своих отношениях с Дантесом - и заставил поверить, что причиной просьбы об инкорпорации молодого человека в нидерландское дворянство, присвоении ему имени и титула Геккерна (что предполагало получение всех привилегий, связанных с этим) стало желание оказать помощь «воспитываемому» им юноше и при этом не передавать состояния иностранцу. А императора России Николая I посланник заверил: у него есть указ короля Нидерландов об усыновлении Дантеса. Если бы обман вскрылся, дипломата ждала бы серьезная кара от обоих монархов.

Нам были известны лишь два письма из переписки Геккерна и его молодого друга, и у исследователей не было возможности оценить всей гаммы отношений между Геккерном и Дантесом. Но несколько лет назад удалось уговорить потомков Дантеса опубликовать переписку целиком. Стало четко видно, как расчетливо кавалергард манипулирует дипломатом, когда тот пытается добиться разрешения на усыновление Дантеса. Так, о своей влюбленности в Геккерна он пишет точно в те моменты, когда у того возникают трудности с его усыновлением.

Идея с усыновлением была очень выгодна молодому человеку: он сразу получал и состояние, и положение в обществе. Влюбленный же в него Геккерн готов был в лепешку расшибиться, чтобы удержать молодого человека.

Холодность Дантеса очень огорчала Геккерна

И вот весной 1835-го посланник отправляется на родину решать вопрос с усыновлением. Но по закону он мог усыновить только несовершеннолетнего родственника, не менее шести лет проживающего у него в доме, а самому Геккерну должно быть не менее 50 лет. Не сходилось ничего: они не были родственниками; у Дантеса были живы родители; ему шел 24-й год; он не проживал у посланника, да и вообще они были знакомы всего два года; а Геккерну было 46 лет...

В общем, король Нидерландов был против. И тут же появляется письмо Дантеса: он не верит, что король отказал в единственной просьбе барона. Может быть, пишет он, королю неприятно, «что ты распоряжаешься своим именем в пользу иностранца». Ответ Геккерна полон ревности: наверное, думает он, Дантес рад отказу. Жорж убеждает благодетеля: «...совершенно сжился с мыслью носить твое имя и был бы в отчаянии, если бы пришлось от него отказаться».

Но чтобы посланник не опускал руки, Дантес вдруг резко меняет тональность писем. Скорее для проформы пишет, что любит Геккерна «всей душой» и целует так же крепко, как любит, то есть «очень крепко», но при этом пытается отклонить его предложение перейти на «ты», потому что такое запанибратство, непонятое обществом, могло повредить его карьере... Холодность Дантеса очень огорчала Геккерна.

Наталья Пушкина

Дантесу этого показалось мало, и в марте 1836-го он придумывает роман, которым с расчетливой наивностью делится с Геккерном: якобы влюбился без памяти, ему отвечают взаимностью, но мешает муж... Все это – якобы про Наталью Пушкину. Можно с уверенностью утверждать, что роман этот был полнейшей выдумкой. Нет ни одного свидетельства о том, что между Натальей Николаевной и Дантесом в тот момент были отношения такого рода. Кроме того, она была беременной на седьмом месяце.

А Геккерн был в Париже и всему верил. И, сгорая от ревности, трудился не покладая рук - искал выход из ситуации с усыновлением. И нашел: в итоге появилась схема инкорпорации Дантеса в дворянство Нидерландов, несмотря на то, что он находился на военной службе у российского императора без разрешения голландского короля, которое в таком случае было обязательным.

Решение принималось долго. Ни Минюст Голландии, ни Высший совет дворянства не спешили дать согласие. Доводы Геккерна там находили неубедительными, да и слухи о его сексуальной ориентации для чиновников не были секретом...

Но наконец 5 мая 1836 г. заветный указ был подписан. Правда, с серьезной оговоркой: сначала натурализация Дантеса, потом – и то если родственники Геккерна не будут против – инкорпорация его в дворянство Нидерландов с правом носить титул Геккерна и пользоваться привилегиями.

Но, как мы помним, Николаю I Геккерн сказал, что у него есть указ короля об усыновлении, так что уже в июне появилось постановление Сената о том, что поручик Егор Георгиевич Дантес теперь – барон Геккерн.

Женитьба Дантеса

– Свет счел это скандалом. «Это усыновление, – писал вюртембергский дипломат Х. фон Гогенлое-Киршберг, – стало предметом разговоров в петербургских салонах и послужило основанием для шуток мало приятных для обоих Геккернов». Нейтрализовать эти разговоры можно было только одним путем: либо Дантес женится, либо предъявит свету громкий роман - причем такой, который бы не давал ему возможности жениться. То есть речь должна была идти о замужней женщине.

Дантес воспользовался придуманным романом – с Натальей Пушкиной. И в августе 1836-го начал нарочито демонстративные ухаживания. Так продолжалось до ноября, когда Пушкин (как и семь его друзей) получил злобный пасквиль: «Полные Кавалеры, Командоры и рыцари светлейшего Ордена Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле, под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д. Л. Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором (заместителем) Великого Магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена».

Император Александр I

Для светской публики было очевидно: автор намекает на близость жены Пушкина с царем (фавориткой императора Александра I была супруга Нарышкина). Но Пушкин решил, что письмо – дело рук Дантеса и его «отца»: по мнению поэта, и бумага, и стиль были иностранными.

Автор пасквиля, надо сказать, до сих пор не установлен, хотя в разные годы было несколько графических экспертиз. Думаю, это был кто-то из русских недоброжелателей поэта: врагов у него было достаточно. Кстати, последняя экспертиза в 1987 году установила: пасквиль написан не иностранцем, человеком из высшего общества, и это не князь Иван Гагарин и не Петр Долгоруков (его авторство указала экспертиза 1928 года и опровергло исследование 1974-го), которые были друзьями Геккерна. Сегодня подозрение падает на Владимира Соллогуба.

Так или иначе, но в ноябре 1836-го Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, будучи уверенным в его авторстве. Геккерн вмешался, своеобразно уладив скандал: Дантес в итоге женился на сестре Натальи Николаевны – засидевшейся в девушках Екатерине Гончаровой. Бесприданница была счастлива. А Пушкина вынудили письменно признать: Дантес женится не из трусости, а так как сильно и давно любил Екатерину.

Поэт потребовал, чтобы все отношения между семействами после этого были прекращены. Но на такое Геккерн не мог пойти – иначе все его усилия замять скандал становились бессмысленными.

Александрина

Пушкин начал демонстративно третировать Дантеса, не желая с ним общаться. В отместку юный Геккерн стал гоняться за третьей сестрой Натальи Николаевны – Александриной Гончаровой. Тогда же появился слух: якобы Пушкин так же влюблен в свояченицу и даже живет с нею. Сейчас выяснили: это придумал не Дантес, а друг поэта Петр Вяземский (он завидовал успеху Пушкина и имел склонность к Наталье Николаевне, пытался за ней ухаживать).

Между тем Дантес, уже женившись в январе 1837-го на Екатерине, продолжал ухаживать за Александриной. Пушкина все это выводило из себя. Особенно оскорбительно это выглядело потому, что к свадьбе Екатерина была уже беременной (после того, как вопрос с замужеством был решен, она встречалась с Дантесом у родственницы – бывшей фрейлины Загряжской, проводя там по нескольку часов).

Был и еще один неприятный момент, связанный с Александриной. Геккерн, будучи большим скрягой, не собирался давать Дантесу и его жене Екатерине денег на горничную. А они собирались в Париж. И решили взять с собой Александрину - вместо горничной. Все это происходило как раз в январе 1937-го...

И не об этом ли очередном унижении узнал Пушкин на вечере у Вяземских 25 января? Ведь гневное письмо Геккерну он написал как раз после этого вечера, снова потребовав прекратить отношения между семьями. А Вяземский и его жена Вера потом всячески скрывали это и пытались представить дело так, что он уже написал его, когда приехал к ним.

По иронии судьбы гневное письмо Пушкина пришло к Геккерну на следующий день после праздничного обеда в честь 25-летия Дантеса. И Александрина, несмотря на это требование поэта, по-видимому, как раз обедала у них.

Что скрывали современники

Есть общепринятый миф, что Пушкин со своим секундантом Данзасом отправились на дуэль из кофейни Вольфа и Беранже. Это было придумано для того, чтобы спасти Данзаса. Участники дуэлей в то время приговаривались к смертной казни. Варварский способ казни – их вешали за ноги – шел от петровских времен; правда, ему не следовали и наказывали более цивилизованно.

В общем, на следствии нужно было представить Данзаса как человека, которого Пушкин встретил случайно и попросил быть свидетелем одного разговора во французском посольстве. Поэтому и возникла кофейня.

На деле же было так, узнаем мы из записок Жуковского: Данзас утром пришел к Пушкину домой, на набережную Мойки. Поэт послал его за пистолетами в магазин Куракина (напротив кофейни). В час дня поэт вышел из дому и отправился в кофейню, где они снова встретились с Данзасом. Из кофейни друзья отправились во французское посольство. Оттуда уже вместе с секундантом Дантеса д"Аршиаком поехали к месту дуэли.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт, драматург, публицист и прозаик. Его гибель — одно из самых загадочных событий 19 века. Исследователи почти два столетия подряд пытаются прояснить таинственные события дуэли. Как умер Пушкин? Что послужило причиной? Эти и многие другие вопросы остаются загадкой и по сей день. В этой статье рассматриваются различные версии обстоятельств его дуэли, смерти поэта, а также странности при его погребении.

Краткая биография Пушкина: детские и юношеские годы

А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В детстве мальчик проводил длительное время со своей няней, занимался французским языком с гувернерами, а в 12 лет пошел учиться в Царскосельский лицей, где провел шесть лет. Годы обучения способствовали формированию его как поэта (именно в этот период юношей было написано 130 стихотворений) и становлению его политических воззрений. Приведем интересные факты из жизни Пушкина, случившиеся еще при его обучении в лицее:

  • Поступил Александр Пушкин в заведение по просьбе своего дяди Василия Львовича. По итогам обучения он числился вторым с конца по успеваемости.
  • Еще будучи лицеистом, поэт пользовался успехом у женщин. В данном заведении он также впервые влюбился.
  • Первая его дуэль случилась еще в годы обучения, причем по совершенно пустяковой причине.
  • Поэт увлекался карточными играми, из-за чего влезал в долги, а потом рисовал эпиграммы и шаржи на своих кредиторов, чем вызывал большие скандалы.

Годы творчества в Петербурге и в ссылке

Окончив лицей в 1817 г., он начал служить в Коллегии иностранных дел в Петербурге. Однако вместо работы увлекся творчеством, отличающимся юношеским вольнодумием. За стихотворения, в которых он выступал против власти и призывал к революции («Огонь очищения»), юноша в 1820 г. был отправлен царем в ссылку на юг России. В эти годы творчество Пушкина развивалось очень интенсивно. Им созданы поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и др.

В 1824 поэт переехал в село Михайловское, где были написаны «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и множество стихотворений. В декабре 1825-го он узнал об аресте своих друзей после восстания на Сенатской площади. И, оберегая их от ареста, ему пришлось уничтожить автобиографические записи. В 1830 г. он провел очень плодотворную осень в с. Болдино. Пушкин написал известные произведения в прозе и стихах, закончил «Евгения Онегина».

В 1831 опять переехал в Петербург и стал служить в Иностранной коллегии. Пользуясь правом посещения архива, начал работать над произведениями про Пугачева и царя Петра I. А 18 февраля он обвенчался в Москве с Натальей Гончаровой, брак с которой стал источником вдохновения, счастья и привел поэта к смерти. Краткая биография Пушкина, представленная в статье, поведала нам о его детстве, юности и зрелых годах. Теперь обратимся к его последнем периоду жизни в Петербурге.

Что предшествовало трагическим событиям?

Чтобы рассказать подробно, как умер Пушкин, нужно отметить, что последние годы поэта были морально тяжелыми из-за враждебного отношения к нему царя и дворянского общества, нелицеприятных высказываний в газетах. Но работа над произведениями продолжалась: в это время он пишет поэму «Пиковая дама», повесть «Капитанская дочка», поэму «Медный всадник».

Зимой 1836 г. по городу начали распространяться слухи про романтические отношения его жены и Ж. Дантеса, результатом чего был вызов Пушкиным господина Жоржа на дуэль, в которой Александр Сергеевич оказался смертельно ранен. На момент смерти гениальному поэту было всего 37 лет. Принято считать, что Пушкин погиб на дуэли от руки Дантеса, но в действительности это произошло через 2 дня после этого события.

Причины дуэли с Дантесом и условия проведения

На первый взгляд все просто. Вспыльчивый и очень эксцентричный Пушкин, приревновав свою жену Наталью к поручику Жоржу Дантесу, вызывает того на дуэль. Место, время и секунданты назначены. И 27 января 1837 года дуэлянты пускают друг в друга пули из пистолетов недалеко от Черной речки, вследствие чего соперник Жорж смертельно ранит поэта.

По подсчетам историков, дуэль Пушкина и Дантеса была 21-ым вызовом Александра Сергеевича. Поэт был инициатором примерно 15-ти, и лишь четыре из них состоялись, во многом благодаря друзьям Пушкина, содействующих примирению сторон. В шести остальных случая инициаторами были оппоненты. Условия, на которых проходила данная дуэль, были довольно жестоки. Соперники расходились на 20 шагов, после чего начинали стреляться, идя навстречу друг другу. Если первые выстрелы не приносили результатов, то дуэль возобновлялась.

Причина дуэли Пушкина - один из самых главных вопросов, который волнует историков много лет. Ведь самая популярная и официальная версия — ревность поэта, которую вызвал Жорж Дантес своими ухаживаниями за Натальей Гончаровой. Но существуют некоторые варианты. Сопоставив различные интересные факты из жизни Пушкина, самого поединка, а также погребения великого поэта, можно обнаружить несколько вероятных причин, приведших к трагической дуэли.

Ревность Пушкина — официальная причина дуэли

Впервые вызов на дуэль произошел еще 5 ноября 1836-го. Причиной послужило анонимное письмо, пришедшее днем ранее, с клеветническим и оскорбительным для поэта текстом. Тогда дуэль Пушкина и Дантеса не произошла из-за просьбы барона Геккерн, приемного отца Жоржа. Тот попросил отложить поединок на две недели. Француз объявил о своем намерении жениться на сестре Натальи - Екатерине, что помогло уладить разногласия Александра и Жоржа, но, увы, ненадолго.

Вскоре произошел случай, который сделал дуэль практически неизбежной. Возвращаясь из театра, Геккерн спросил Наталью Гончарову о том, скоро ли та собирается разводиться. Женщина рассказала об этом случае мужу, и Пушкин отправил барону письмо, выказывающее все его чувства и негодование по поводу произошедшего. В ответ секундант Дантеса принес ответ Луи Геккерна с вызовом на дуэль, подписанную самим Жоржем.

Другие версии причин дуэли

Вторая версия не настолько популярна, но многие ученые и историки выдвигают неоспоримые факты в ее поддержку. В ней говорится о том, что с помощью Дантеса царь Николай I избавился от Пушкина. Ведь поэт отличался дерзостью и своенравностью, и его стихотворения не всегда поддерживали правителя и устои Российской империи.

Третья версия противоречит предыдущей. Следуя ей, поэт был убит потому, что в своих стихотворениях выставлял в благоприятном свете царя (такие произведения действительно присутствовали в его творчестве). Это мешало голландскому послу в Российской империи барону Луи Геккерну, который решил избавиться от Пушкина. На это указывает и то, что барон принимал слишком большое участие сначала в разборках между Дантесом и поэтом, подстраивая и вызывая ссоры, а позже в суде, защищая Жоржа.

Четвертая версия, в последнее время набирающая все большую популярность, гласит о том, что смерть Пушкина произошла по приказу масонов-иностранцев. Существуют факты, что в одно время Александр Сергеевич состоял в этом обществе. Но позднее, в 1820 году, он порывает с Орденом вольных каменщиков и становится поэтом, который прославляет царя и его правление. Подтверждением этой версии является травля, которую устроили все газеты, выставляя поэта в худшем свете и называя «необузданным и диким». По мнению историков, такое могли устроить только масоны.

Почему врачи не спасли русского гения?

Как умер Пушкин и от чего именно — тоже очень животрепещущие вопросы. Официальной причиной считается сильная потеря крови и перитонит после ранения в живот. К сожалению, в те времена подобные недуги медицина была не в силах излечить.Смерть Пушкина наступила 29 января 1837 года в его квартире на набережной Мойки. В последнюю минуту жизни с ним находились его друзья: Жуковский, Даль и Тургенев.

Очень интересный вопрос, который вызывает споры ученых не первое десятилетие: "Почему пуля, выпущенная из пистолета Пушкина, не нанесла большого урона Жоржу Дантесу?" Официальная версия — она срикошетила от пуговицы сюртука. Но не кажется ли это странным? По этому поводу существует много споров. Выдвигается предположение, что на Дантеса была надета кольчуга. Но эта версия не раз опровергалась учеными, так как даже спрятать незаметно «пуленепробиваемый жилет» под военный мундир или сюртук не представляется возможным.

Тайны захоронения поэта

Смерть Пушкина - это действительно очень таинственное событие, но не менее загадочным является и история его захоронения. На свет выходят очень странные обстоятельства:

  1. Поэт должен был быть погребен рядом со своей матерью, недалеко от села Михайловское. Но по каким-то причинам его последняя воля не была выполнена. Было решено похоронить его в другом месте.
  2. Еще одним таинственным фактором является перенос отпевания из одной церкви в другую. Изначально планировалось провести церемонию в Исаакиевском соборе, но в последний момент гроб с телом Пушкина перенесли ночью в Конюшенную церковь, разрешенную для посещения только придворными. Скорее всего, власти пытались не пустить народ к телу поэта.
  3. Второго февраля и целый день 3-го числа труп оставался в церкви. Некоторые исследователи предполагают, что в это время тело поэта заменили на другое, но точных доказательств подобной версии нет. Вечером друзья Пушкина проводили его. И ночью ящик с гробом был перевезен в город Псков, где 6 февраля рядом с храмом в Святогорском монастыре поэт был предан земле.
  4. Очень интересен факт, что родственники на могиле у поэта не были, а жена посетила могилу лишь раз и находилась тут совсем недолго.

Когда разрешатся загадки смерти поэта?

Творчество Пушкина отличается любовью к родине, восторженным восприятием жизни, прекрасной любовной лирикой и легким музыкальным слогом. Это прекрасные стихотворения и проза, наполненные чувствами самого поэта. Еще не один век, начиная с самого детства, люди будут читать произведения Александра Сергеевича, а историки и литературоведы разгадывать тайны его жизни и смерти. К сожалению, загадочный вопрос о том, как умер Пушкин, может так и остаться неразрешенным.

Слово «дуэль» латинского происхождения и переводится оно как «поединок». Обычно в этом мероприятии участвуют два человека. Так, один из них считается обидчиком, а другой - защитником своей чести. При этом не исключалось, что в таком действии кто-то из дуэлянтов мог трагически погибнуть.

В наше время аналогичные противоборства случаются крайне редко, да и наказание за это можно получить по всей строгости закона. В современном обществе униженные и оскорбленные люди должны искать правду в суде, а не заниматься самоуправством.

Однако еще каких-то сто лет тому назад все было не совсем так. Тогда нанесение обиды могло смываться лишь кровью. С подобной практикой сталкивалась знать или лица дворянского происхождения. Тогда как публика низших сословий занималась решением спорных вопросов с помощью кулаков. У благородных дворян в ход шло все, от холодного до огнестрельного оружия.

Спорные вопросы решались шпагами, саблями и, конечно же, пистолетами. В разные времена государство относилось к дуэлянтам и дуэлям разнообразно, но в основном негативно. И это было серьезным вызовом для государства. Поскольку погибала полная сил молодежь, а часто и военная элита, которая могла бы принести огромную пользу своему отечеству.


Из истории дуэлей

В незапамятные времена дуэльными поединками не приходилось заниматься. Тогда полагались на волю Всевышнего. И тогда же для людей устраивалось что-то типа так называемых судебных поединков. В те времена считалось, что Всевышний всегда будет на стороне невинного, а значит, ему нечего было бояться, и он должен был непременно победить.

В то же время любому из дуэлянтов разрешалось приводить вместо себя на место дуэли своего дублера. Все равно суд ведь божий, и неважно, кто дрался. Люди той поры придерживались мнения, что победа доставалась только той стороне, на которой была правда.

Тем не менее, практика показала, что Всевышний не во всех случаях был беспристрастным. Часто побеждал откровенный бандит, а честному человеку приходилось терпеть лишь унижение или смерть. Вследствие этого такие противоборства переставали быть популярными, и постепенно от них пришлось отказаться.

Однако им быстро нашли замену в виде рыцарских турниров. В какой-то мере можно сказать, что рыцари - это прародители дуэлянтов, притом что турниры в основном несли в себе соревновательный характер, а ристалище меньше всего походило на место дуэли. Рыцарями в основном демонстрировалась сила и сноровка. В ходе столкновений соперники старались не убивать друг друга, а только сбивать с лошадей.

Дуэль рыцарей

В дальнейших столкновениях рыцарям разрешалось, действуя мечами, наносить только рубящие удары. От них они были надежно защищены доспехами. Кроме высокого травматизма, на таких состязаниях бывали и смертные случаи, но дело чести было тогда главенствующим. Собственно эти нравственные устои начали переходить к дворянству XV-XVI веков.

Те в свою очередь прекратили изнурять себя тренировками с пяти лет, ведь уже не было нужды «обвешиваться» тяжелыми доспехами и орудовать огромными мечами. Поскольку на замену им приходило оружие нового поколения в виде мощных арбалетов, а позднее и мушкетов, но достоинство и честь остались, а точнее эгоизм и гордыня – вот истинная причина дуэли. В результате разодетым господам, встречавшимся на узких улочках городов, было мало места. Уступать один другому дорогу никто не желал – это было плохим тоном. И тут шли в ход шпаги. Порой на место дуэли успевали городские стражники, а порой подходили к уже охладевшим телам.

Время зарождения дуэлей

Понятие дуэли в том виде, каком ее обычно представляют, впервые возникло в Италии в XIV столетии. Собственно здесь молодые дворяне зародили традицию разрешения конфликтных ситуаций с помощью оружия. Они находили укромное место дуэли, а там устраивали бои до появления первой крови либо до кончины одного из недругов.

Такие примеры оказались крайне заразительными и стремительно перекинулись на территории Франции. Этому южному народу также присуща вспыльчивость. Тогда как англичане такие выяснения отношений практиковали не так часто, впрочем, как и немцы.


Рыцарский турнир

Дуэльный ажиотаж

Массовый дуэльный ажиотаж пришелся на XVI-XVIII столетия. Началась массовая гибель дворян. Короли стали издавать указы, запрещающие кровавые поединки, однако это ни к чему не приводило. Дворянство продолжало настойчиво уничтожать себя. Дошло до того, что предлоги для схваток были типа косого взгляда или неучтивого тона.

Вторую жизнь смертельные поединки обрели в XIX столетии. Именно тогда пришло время огнестрельного оружия. И тут уже не до физических данных соперников, тут уж как кому повезет. Поскольку только жребий определял очередность стрельбы. Находились дуэлянты в двадцати шагах один напротив другого - попробуй, не попади.

Кодекс дуэлянтов

Собственно в XIX столетии дело дошло до формирования дуэльного кодекса. Его нарушение считалось плохим тоном. Любые отходы от правил приводили порицанию нарушителей. Вызовы на дуэль осуществлялись устно или письменно. К тому же обиженный обязан был сообщать о предстоящем поединке на протяжении суток.

На место дуэли съезжались ранним утром. Обязательным считалось присутствие врача и секундантов. Причем один из последних становился распорядителем. В его обязанности входило предложение дуэлянтам о примирении, которое в основном не принималось. Далее шло заряжание пистолетов с передачей их дуэлянтам. После чего приступали к стрельбе согласно жребию. Недругам разрешалось стоять на установленном расстоянии либо приближаться друг к другу к намеченному барьеру.


Самыми опасными считались дуэли, когда недруги открывали огонь, руководствуясь командой распорядителя. Нередко в таких случаях гибли оба. Предельная дистанция между стрелками не превышала 30 шагов. Это приблизительно 15-20 метров, промах был почти невозможен. Однако если он все же случался, тогда второй иногда оставлял право выстрела за собой, причем на неопределенное время. Выстрелом в воздух, конфликтная ситуация могла разрешаться наиболее благополучно для всех.

Женские дуэли

В 1829 году в Орловской губернии произошла сабельная дуэль. В результате дуэлянты погибли. Ну и что? Этим никого не удивишь. Но это была не мужская, а женская дуэль, с участием помещиц Ольги Заваровой и Екатерины Полесовой, из-за простой ссоры. Однако и это не все. Спустя пять лет на дуэли встретились их повзрослевшие дочери. Погибла Анна Полесова.

Женские дуэли в России и Европе были обычным явлением. В России экзотическими были дуэли между женщинами и мужчинами, но не для Европы, там это было нормой.


Женская дуэль

Интересно, что в дуэли пришлось поучаствовать будущей императрице Екатерине II. Будучи принцессой в 1744 году она билась на шпагах со своей сестрой. Это была принцесса Анна Людвига Анхальт. Для пятнадцатилетних дуэлянток все завершилось без кровопролития.

Некоторые историки считают, что при правлении Екатерины II лишь трем женским дуэлям не очень повезло, и они закончились плачевно. Многим дамам той поры хорошо было известно оружие. И они нередко с его помощью выясняли отношения. В те времена нередко встречались упоминания о том, что, например, в 1765 году придворные дамы участвовали в 20 дуэлях, а в 8 из них секунданткой была никто иная, как сама Екатерина II.

Наиболее известным женским поединком той поры, была дуэль 1770 года. В ней участвовали княгиня Екатерина Дашкова и герцогиня Фоксон. Однако дело было не в Санкт-Петербурге или Москве, а в Лондоне. И дело было так. Графиня Пушкина пригласила в свой дом двух образованнейших женщин для мирной беседы. Мало-помалу беседа начала перерастать в полемику, а потом и в жаркие споры. В общем, диспут закончился взаимными обвинениями. Потом дело дошло до пощечин и естественно до вызова «к барьеру». На примирение дамы не пошли, и дело дошло до поединка на шпагах. Все произошло здесь же на территории сада. Все закончилось несмертельно. Графиня Дашкова была ранена в область плеча.

Известно, что мужские поединки обычно происходили на природе, а сами дуэлянты отдавали предпочтение пистолетам. Тогда как русские женщины предпочитали разбираться с помощью шпаг, не выходя из помещений. В те времена даже было наличие светских салонов, организующих дамские поединки. Например, в салоне мадам Востроуховой, лишь за 1823 год было организовано 17 женских поединков.

Увлекательные записи о дуэлях россиянок составила француженка маркиза де Мортене. Она писала, что русские дамы обожают разбираться между собой при помощи оружия. Эти поединки вовсе не изящны, как у французских дам. В них наблюдается только слепая ярость, направленная на истребление соперниц. Кстати, в ту пору француженки на дуэлях обнажались до пояса, что и могло выглядеть более изящно.

Что интересно, так это то, что в русской литературе и живописи нет упоминаний о женских дуэлях. Зато в Европе об этом писалось в романах и изображалось на картинах. Наибольшей известностью пользовалась картина «Женская дуэль», от испанца Хосе де Риверы 1636 года. Увидеть ее можно в испанской столице в Национальном музее Прадо.

Сам поединок произошел еще до написания полотна в 1552 году. Дуэль состоялась между неаполитанками Изабеллой де Карацци и Диамброй де Петтинеллой, заинтересовавшимися молодым повесой Фабио де Зересолой. В итоге они решили разобраться в поединке с помощью мечей. Неаполитанский меч был незначительно тяжелее шпаги, и многим дамам удавалось им виртуозно владеть. В те времена дамские поединки были диковинкой, поэтому толки об этом сохранились на долгое время, чем и подсказали для художника идею для сюжета полотна.

Однако на моменте его написания европейские дамы уже полным ходом занимались выяснением отношений с помощью оружия. Так, было много слухов о дуэли маркизы де Несль с графиней де Полиньяк, произошедшей в 1624 году. Противоборство этих женщин было из-за только что ставшего первым министром Франции, известного персонажа книг Александра Дюма, кардинала Де Ришелье.


Чтобы выяснить отношения дамы решили избрать пистолеты. Поединок завершился тем, что маркиза получила легкое ранение плеча. Очевидно, это громкое событие потешило честолюбие первого министра, ведь он об этом упоминал в своих записях. Эту пикантную историю еще долгое время обсуждали все парижские аристократические круги.

Женщины того времени на столько привыкли к владению оружием, что нередко позировали с ним для художников. Так, на полотнах Беро часто можно было видеть весьма элегантных француженок с непринужденностью держащих шпаги. Причем выглядели они, так будто бы шпаги являлись обычными аксессуарами дамских нарядов, типа веера или зонтика.

Некоторые дамы настолько захватывались искусством фехтования, что часто вызывали на дуэли лиц противоположного пола. Наибольшей популярностью пользовалась мадемуазель де Мопен, у которой на счету несколько успешно проведенных поединков с мужчинами. Причем она была настолько популярной, что о ее реальных похождениях Теофилем Готье был написан роман «Мадемуазель де Мопен».

Дуэли в России

Относительно России, то здесь дуэльный ажиотаж начался ближе к концу XVIII столетия. Это как раз было время заката правления Екатерины II. Императрице довелось умереть в 1796 году, а о поединках при ней имеются самые противоречивые сведения. С одной стороны, она и сама в юности участвовала в одной такой и не раз была секунданткой у своих придворных дам.


С другой стороны, «Указ о поединках» образца 1787 года. Согласно ему всех участников поединков ожидала непременная ссылка в места не столь отдаленные, а тогда этим местом была Сибирь. Если вдобавок ко всему дуэль заканчивалась смертоубийством, то оставшийся в живых мог отправиться прямиком на каторгу.

Самая большая численность дуэлей пришлась на царствование Николая I. Собственно в те годы в дуэлях участвовали многие известные личности типа Лермонтова, Пушкина, Рылеева, Грибоедова и пр. В дуэлях участвовал и погибал цвет нации, а сам император не выносил дуэлей. Дуэлянтов направляли в войска, действующие на Кавказе.

Если случался летальный исход поединка, то победивший в нем мог быть разжалован до рядового. Однако даже такие меры не останавливали дворян. Они все равно продолжали стреляться с потрясающей настойчивостью. Участие в таких мероприятиях считалось хорошим примером, от которого только добавлялся авторитет дуэлянту.

Русским дуэлям были характерны чрезвычайно короткие барьерные расстояния. Это было каких-то 10-12 метров. Кроме того, дуэль считалась оконченной лишь после смерти или обморока кого-то из участников. В отличие от Европы, если оба промахивались после первых выстрелов, то все повторялось заново.


Дуэльный набор

На дуэль запрещалось задерживаться более 15 минут. Начиналась она вслед за прибытием всех участников. Все занимало минут 10. Получение оружия, стрельба. Кто-то упал, его подняли и увезли. Другой отправился на празднование удачного конца.

В мае 1894 года Александр III разрешил офицерские дуэли из-за личных обид. До 1914 года было почти 330 поединков, но только 32 завершились смертельным исходом. Остальные были легко ранены. В Первую мировую поединки почти не проводились.

Самая странная дуэль

Самую странную дуэль зафиксировали во Франции в 1400 году. Произошло убийство одного дворянина другим. Тот и спрятал труп, однако собака убитого вначале указала людям на могилу, а затем лаяла на убийцу. Решили устроить суд в виде поединка. Убийце не удалось совладать с псом. Его признали виновным и повесили.

Вместо заключения


В наше время дуэли лишилась былой популярности. Это была привилегия дворян, а в XXI столетии демократия. Достоинство и честь теперь отстаиваются в судах. У офицеров имеются формальные суды чести, которые ничего не решают. Ковбойская дуэль осталась лишь в вестернах. Сейчас живется почти безмятежно. Хотя количество убийств ежегодно только возрастает. Объясняется это все тем, что преступность постоянно растет, и не имеет никакого отношения к канувшим в Лету дуэлям.

Дмитрий Белюкин. Смерть Пушкина

Пушкин смертельно ранен Дантесом. 29 января (10 февраля) поэт скончался. Похоронен в Святогорском монастыре.

28 февраля 1837 года Наталия Николаевна Пушкина неожиданно приобрела европейскую известность. В этот день парижская газета «Журналь де Деба» опубликовала сенсационное сообщение из Петербурга:

Знаменитый русский поэт Пушкин убит на дуэли своим свояком, французским офицером Дантесом. «Дуэль состоялась на пистолетах. Господин Пушкин, смертельно раненный в грудь, тем не менее прожил еще два дня. Его противник также был тяжело ранен:»

В этот же день то же сообщение опубликовал «Курьер Франсе». 1 марта сообщение было перепечатано в «Газет де Франс» и «Курьер де Театр». В то время парижский «Журнал де Деба» играл на европейском континенте ту же роль, что сегодня играет «Нью-Йорк Таймс» во всем мире.

5 марта немецкая «Альгемайне Цайтунг» сообщила своим читателям о дуэли, после которой Пушкин «прожил еще два дня с пулею в груди» и петербургская скандальная хроника начала свое шествие по европейским газетам. Прессу прежде всего занимали сенсационная обстановка гибели русского поэта, сама дуэль и поводы, приведшие к ней.

Однако подлинная сенсация дотошным парижским журналистам осталась неведома. Не знали о ней и мы почти 160 лет.

В среду 27 января 1837 года около шести часов вечера Наталья Николаевна Пушкина вышла из своей комнаты в переднюю и тут ей стало дурно: камердинер, взяв в охапку, нес ее мужа, истекающего кровью. Карл Данзас, которого она давно знала как лицейского приятеля Пушкина, объяснил ей, насколько мог спокойнее, что ее муж только что дрался на дуэли с Дантесом. Пушкин, хотя и ранен, но очень легко. Секундант поэта сказал неправду: рана была смертельной. В 2 часа 45 минут пополудни 29 января Пушкина не стало.

Как умершего насильственной смертью Пушкина вскрыли. Был ли составлен официальный акт вскрытия, осталось неизвестным.

До нас дошла лишь записка врача Владимира Даля «Вскрытие тела А. С. Пушкина». Она гласит:

«По вскрытии брюшной полости все кишки оказались сильно воспаленными; в одном только месте, величиною с грош, тонкие кишки были поражены гангреной. В этой точке, по всей вероятности, кишки были ушиблены пулей.

В брюшной полости нашлось не менее фунта запекшейся крови, вероятно, из перебитой бедренной вены. По окружности большого таза, с правой стороны, найдено было множество небольших осколков кости, и наконец, и нижняя часть крестцовой кости была раздроблена.

По направлению пули, надобно заключить, что убитый стоял боком, в пол оборота и направление выстрела было несколько сверху вниз. Пуля пробила общие покровы живота в двух дюймах от верхней передней оконечности чресельной или подвздошной кости (ossis iliaci dextri) правой стороны, потом шла, скользя по окружности большого таза, сверху вниз, и, встретив сопротивление в крестцовой кости, раздробила ее и засела где-нибудь поблизости.

Время и обстоятельства не позволяли продолжать подробнейших розысканий.

Относительно причины смерти — надобно заметить, что здесь воспаление кишок не достигло еще высшей степени: не было ни сывороточных или конечных излияний, ни прирощений, а и того менее общей гангрены. Вероятно, кроме воспаления кишок, существовало и воспалительное поражение больших вен, начиная от перебитой бедренной; а наконец, и сильное поражение оконечностей становой жилы (caudae equinae) при раздроблении крестцовой кости».

29 января командующий отдельным гвардейским корпусом генерал-адъютант К. И. Бистром приказал судить Дантеса военным судом. О своем распоряжение Бистром в тот же день рапортовал Николаю I. Военный министр А. И. Чернышев доложил рапорт командующего царю. Впрочем, о дуэли царь уже знал вечером 27 января.

Императрица записала в это день в дневнике: «Н. сказал о дуэли между Пушкиным и Дантесом, бросило в дрожь.»

Дуэль Пушкина

Но официальное известие о происшедшем Николай получил только 29 января от Военного Министра. Царь в тот же день распорядился передать военному суду не только Дантеса, но и Пушкина, а также всех лиц, причастных к дуэли, исключая иностранных подданных, о причастности которых к поединку должна была быть составлена особая записка. Но Пушкин умер, секундант же Дантеса Оливье д Аршиак, атташе французского посольства за два дня до начала работы комиссии военного суда 2 февраля поспешил отбыть в Париж. Поэтому перед судом предстали только Дантес и Данзас.

Характерно, что в подлинном военном-судном деле о дуэли Пушкина с Дантесом-Геккерном нет никаких медицинских документов о характере ранения Пушкина и причинах его смерти.

В первых же страницах дела, где приведены мнения гвардейского генералитета, речь идет о ранении Пушкина в грудь. Как мы сейчас увидим, знаменитые лермонтовские строки «с свинцом в груди», не были простой поэтической метафорой, а отражали ходившие в обществе слухи о подробностях смертельного поединка на Черной речке.

Недаром Тютчев вопрошал «Из чьей руки свинец смертельный поэту сердце растерзал?»

В то же время в ряде документов дела речь идет о ранении в бок. Очевидно, члены военного суда при Конном полку имели смутное представление о том, куда именно был ранен убитый, и это заблуждение судей едва ли можно объяснить их неведением или просто обыкновенным равнодушием к загубленной жизни гения.

Неосведомленность суда была следствием того, что секунданты намеренно затемняли вопрос о характере ранения поэта и совершенно сознательно стремились создать неверное представление, куда целились противники.

Происхождение этих противоречивых сведений таково. В рапорте Бистрома царю о предании Дантеса суду, о ранении Пушкина не упоминается вовсе, говорится лишь о том, что во время дуэли Дантес был ранен. Заседаниям комиссии военного суда предшествовало предварительное дознание. Его производил полковник Галахов. Со слов Дантеса он записал, что тот действительно дрался с Пушкиным на пистолетах, «ранил его в правый бок и сам был ранен в правую руку». Данзас же только подтвердил Галахову факт дуэли, о характере же полученных противниками ранений секундант Пушкина распространяться не стал.

Как допрашивали Дантеса

6 февраля на первом допросе комиссии Дантесу был задан вопрос, где и когда происходила дуэль и не может ли он в подтверждении своих слов сослаться на свидетелей или на какие-либо документы, разъясняющие дело. Дантес, показания которого в ходе всего дела были тенденциозными, неискренними и откровенно лживыми, но в то же время очень скупыми, взвешенными и осторожными, ссылался лишь на те документы, что обеляли его. Относительно дуэли заявил, что «реляцию» о поединке его секундант д Аршиак перед своим отъездом из Петербурга вручил камергеру князю П. А. Вяземскому.

Любопытный поворот

Примечательно, Дантес, не желавший вмешивать в процесс никого из посторонних и даже предлагавший Данзасу скрыть его участие в дуэли, от чего друг Пушкина с гордостью отказался, выдвинул на авансцену третье лицо, в поединке не участвовшее, и для чего? Для того, чтобы сообщить суду о подробностях дуэли, то есть передать то, о чем должен был рассказать сам Дантес как непосредственный участник.

Более того, «реляция» — это по сути дела первый документ о дуэли, которым располагала комиссия, военный суд, и была создана, надо думать, специально на этот случай, для комиссии. Оглашение этого документа Дантес считал настолько выгодным для себя, что поспешил сослаться на него и «вмешать» в дело третье лицо — Петра Вяземского. Дантес хорошо знал, что со стороны Вяземского никаких неприятных для него разоблачений не последует. И конечно же не ошибся.

8 февраля Вяземский был призван в комиссию. Ему предложили целый комплекс вопросов, касающихся дуэли и просили дать объяснения сколь возможно подробнее, представить документы, относящиеся к делу, если такие имеются у него. Однако Вяземский не только не представил никаких документов (хотя ими в тот момент располагал, что выяснилось впоследствии в ходе расследования), но от всех вопросов отговорился полным незнанием.

Создается впечатление, что главная цель Вяземского состояла в оглашении «реляции», которая, видимо, именно для этой цели и была создана. На вопрос о происхождении «реляции», князь ответил, что никакой «реляции», то есть официального документа у него нет, но он располагает письмом д Аршиака с описанием поединка.

Показания Вяземского

«Не знав предварительно ничего о дуэли, — показал Вяземский, — про которую в первый раз услышал я вместе с известием, что Пушкин смертельно ранен, я при первой встрече моей с д Аршиаком просил его рассказать о том, что было.» Нетрудно в этих «чистосердечных» показаниях Вяземского увидеть стремление князя «обосновать» как бы случайное, бытовое происхождение частного письма.

На самом деле подробные сведения о поединке Вяземский получил, конечно же, не от д Аршиака, а от Данзаса вечером 27 января на Мойке, в квартире поэта, где князь встретил секунданта поэта, не покидавшего дом умирающего. «На сие г. д Аршиак вызвался изложить в письме все случившееся, прося меня при этом, — продолжил Вяземский, — показать письмо г. Данзасу для взаимной проверки и засвидетельствования подробностей дуэли».

Однако письмо д Аршиака Вяземский получил уже после отъезда французского атташе за границу, поэтому князь не мог, по его словам, прочитать его вместе с обоими свидетелями, чтобы получить в его глазах ту достоверность, которую он желал иметь. Вследствии этого Вяземский отдал письмо д Аршиака Данзасу, и тот возвратил князю этот документ вместе с письмом от себя.

Так Вяземский объяснил как бы случайное создание письменной версии дуэли, версии, достоверность которой почти официально была засвидетельствована обоими секундантами в специально подготовленных на этот случай документами. Эти-то документы и были предъявлены следствию Вяземским, как бы совершенно посторонним, а значит вроде бы абсолютно объективным лицом.

(Немаловажно отметить, что в последующие дни Вяземский создаст и письменную версию не только самого поединка, но всей дуэльной истории, подберет документы, ее как будто подтверждающие, версию, увы, весьма далекую от того, что имело место в обыденной действительности).

10 февраля «реляция» д Аршиака-Данзаса была предъявлена Дантесу и тот еще раз подтвердил,что в ней произошедшее описано «по всей справедливости».

Читая письма д Аршиака нетрудно заметить, что в этом описании ни слова не говорится о том, куда был ранен Пушкин. Более того, в письме Данзаса чувствуется намерение писавшего не только затемнить этот предмет и создать у читателя (что, как увидим ниже, и удалось) неверное представление.

«Князь! Вы желали знать подробности грустного происшествия, которого г. Данзас и я были свидетелями. Я сообщаю их вам, и прошу вас передать это письмо г. Данзасу для его прочтения и удостоверения подписью», — писал д Аршиак Вяземскому 1 февраля.

Как проходила дуэль

Было половина пятого, когда мы прибыли на назначенное место. Сильный ветер, дувший в это время, заставил нас искать убежища в небольшой еловой роще. Так как глубокий снег мог мешать противникам, то надобно было очистить место на двадцать шагов расстояния, по обоим концам которого они были поставлены.

Барьер означили двумя шинелями; каждый из противников взял по пистолету. Полковник Данзас подал сигнал, поднял шляпу. Пушкин в ту же минуту был уже у барьера; барон Геккерн сделал к нему четыре из пяти шагов.

Оба противника начали целить; спустя несколько секунд раздался выстрел. Пушкин был ранен. Сказав об этом, он упал на шинель, означавшую барьер, лицом к земле и остался недвижим. Секунданты подошли; он приподнялся и, сидя, сказал: «Постойте!» Пистолет, который он держал в руке, был весь в снегу; он спросил другой.

Я хотел воспротивиться тому, но барон Георг Геккерн (Дантес) остановил меня знаком. Пушкин, опираясь левой рукой на землю, начал целить; рука его не дрожала. Раздался выстрел. Барон Геккерн, стоявший неподвижно после выстрела, упал, в свою очередь раненный.

Рана Пушкина была слишком опасна для продолжения дела и оно кончилось.

Сделав выстрел, он упал и два раза терял сознание; после нескольких минут забытья, он наконец пришел в себя и уже более не лишался чувств. Положенный в тряские сани, он на расстоянии полу-версты самой скверной дороги, сильно страдал, но не жаловался.

Барон Геккерн (Дантес), поддерживаемый мною, дошел до своих саней, где дожидался, пока не тронулись сани его противника, и я мог сопутствовать ему до Петербурга. В продолжении всего дела обе стороны были спокойны — исполнены достоинства.

Примите, князь, уверение в моем высоком уважении.»

Что касается Данзаса, то, по сути дела подтвердил, изложенное д Аршиаком, отметив лишь некоторые незначительные неверности в его рассказе. Так в частности Данзас несколько удлинил фразу раненного Пушкина: «Постойте! Я чувствую в себе еще столько силы, чтобы выстрелить».

Данзас отметил, что не мог оспаривать обмен пистолета и не делал этого в действительности. Что же касается ранения Дантеса, то Данзас пояснил: «Противники шли друг на друга грудью. Когда Пушкин упал, тогда Геккерн (Дантес) сдела движение, чтобы подойти к нему; после же слов Пушкина, что он хотел стрелять, он возвратился на свое место, стал боком и прикрыл грудь свою правой рукою. По всем другим обстоятельствам я свидетельствую справедливость показаний г. д Аршиака.»

…Еще немного рассуждений
Жорж Шарль Дантес

Примечательна фраза Данзаса: «Противники шли друг на друга грудью». Именно она создавала ложное впечатление у читателя «реляции», что выстреливший первым Дантес ранил Пушкина в грудь. Вместе с тем получалось, что и раненый Пушкин стрелял противнику в грудь, ибо Данзас написал: Дантес, «стал боком и прикрыл грудь свою правою рукою». Поскольку же Дантес оказался ранен в руку, то стало быть, Пушкин и метил в грудь противника. Однако, как мы увидим ниже, это совсем не так.

Характерно, что когда материалы дела были представлены гвардейскому начальству и генералы подали свои мнения, то командующий гвардейской кирасирской дивизии генерал-адъютант Апраксин именно так и понял ситуацию: «камер-юнкер Пушкин получил смертельную рану в грудь, от которой он умер, Геккерн же слабо ранен в руку.» Точно так же дело представлялось и командиру гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанту Кнорингу.

На основе собранных материалов была подготовлена выписка из дела. В ней дуэль была описана на основе «реляции» д Аршиака и Данзаса, а следовательно без указания раны Пушкина. Та же картина была представлена и в сентенции суда. 11 марта Бистром представил все материалы дела в Аудиторский департамент Военного министерства. Передавая дело, Бистром отметил, что при ревизии его в штабе отдельного гвардейского корпуса был замечен целый ряд «упущений».

Целый ряд упущений

В частности, Бистром указал на то, что «не взято надлежащего засвидетельствования о причине смерти: Пушкина.» Указание Бистрома особенно интересно, если принять во внимание, что из всех генералов он подал самое резкое мнение, осуждающее Дантеса.

Бистром находил виновным Геккерна в том, что он вызвал Пушкина на дуэль, нанес ему смертельную рану, а прежде раздражал щекотливость Пушкина как мужа, присылая его жене театральные билеты и книги вместе с записочками сомнительного содержания. Генерал справедливо полагал, что в отношении Дантеса нет никаких «заслуживающих снисхождения обстоятельств».

Поскольку дуэли были строго запрещены, «оскорбительные выражения, помещенные в письме Пушкина к приемному отцу Дантеса, не давали права поручику на «противозаконное самоуправие».

дерзость пушкинского письма, спровоцировавшего дуэльБистром особо подчеркивал, что в распоряжении суда, не было показаний самого Пушкина, чрезвычайная же дерзость пушкинского письма, спровоцировавшего дуэль, «не могла быть написана без чрезвычайной причины», которая очень слабо объясняется признанием самого Дантеса в том, что он писал жене убитого щекотливые письма.

Бистром, Карл Иванович

Немаловажно отметить, что Бистром каким-то образом был связан с родом Гончаровых. Во всяком случае, когда уже после смерти Пушкина, в феврале 1837 года Дантес потребовал, чтобы братья его жены Екатерины Гончаровой юридически оформили причитающуюся часть родового наследства, то был составлен соответствующий документ и на нем в качестве свидетеля со стороны Гончаровых подписался К. И. Бистром. Видимо, командующий отдельным гвардейским корпусом лучше других членов суда и генералов, рассматривавших это дело, мог быть осведомлен об обстоятельствах дуэли Пушкина и Дантеса.

Мнение Бистрома приняли во внимание в Генерал-Аудиториате. Потому в своем определении, представленном военному министру А. И. Чернышеву 17 марта члены этого органа внесли определенные поправки в описание поединка. В аудиторском определении говорилось, что «первый выстрелил Геккерн и ранил Пушкина в правый бок». «Пушкин ранил Геккерна в руку». Как видим, здесь воскресла формула, взятая из предварительного дознания полковника Галахова. Именно в таком виде она фигурировала в докладе военного министра Николаю I.

Между тем, еще 28 января, когда Пушкин был еще жив, старший врач полиции П. Н. Юденич, доносивший о происшествиях в столице в Медицинский департамент Министерства Внутренних дел, писал, что Пушкин «ранен пулею в нижнюю часть брюха», «Дантес — в правую руку навылет и получил контузию в брюхо».

В 1856 году из Сибири возвращался после амнистии декабрист И. И. Пущин. В Нижнем Новгороде он встретился с В. И. Далем, тем самым, что составил записку о вскрытии тела Пушкина. Даль показал лицейскому другу поэта скорбную реликвию — сюртук, в котором стрелялся Пушкин. На сюртуке против правого паха было небольшое с ноготок отверстие от пули, унесшей жизнь Александра Сергеевича.

Да и описание Даля не оставляет сомнения в том, куда стрелял Дантес.

Вызывают улыбку (если только она уместна в таком печальном деле) неуклюжие попытки современных врачей «поднять» пулевое ранение Пушкина как можно выше паха, поставить под сомнение описание доктора Даля как недостаточно компетентное. Но как же быть тогда с пулевым отверствием в сюртуке, которое точно указывает, как кажется, куда вошла пуля.

Куда целился Пушкин

Оказывается, нет, не указывает. Так доктор Б. М. Шубин, издавший в 1983 году в Москве книгу «История одной болезни», утверждал, что Даль не учел, что целясь на близком расстоянии в Дантеса, который был ростом выше»,

Пушкин, видите ли, «поднял правую руку, а вместе с ней, естественно, полетела кверху и правая пола сюртука. Сопоставление пулевого отверстия на сюртуке и раны на теле позволяет определить как выского была поднята рука Пушкина, и предположить, что он целил в голову своего противника». Вполне возможно, что доктор Б. М. Шубин и носил такие костюмы, у которых полы, прикрывающие пах, приподнятие руки вверх оказывались чуть ли не на груди. Ведь было это в советское время.

(Вспомним хотя бы незабвенного Аркадия Райкина: «Ребята, кто шил этот костюм?»). Но только в XIX веке сюртуки шили так, что надевший его мог поднимать руку вверх, не опасаясь оголить пах. Что же касается того, что Пушкин целился в голову Дантеса, то это особый разговор.

Как уже говорилось выше, оба противника дрались на расстоянии двадцати шагов. Каждый дуэлянт мог сделать пять шагов до барьеров, разделенных десятью шагами. Пушкин в момент выстрела Дантеса находился у своего барьера. Дантес же не дошел одного шага до своего. Расстояние, с которого противники произвели свои выстрелы, составляло всего одиннадцать шагов. [

Искусство Пушкина в стрельбе хорошо известно. Гораздо менее известно то, что и Дантес был метким стрелком (Одним из его увлечений была охота). Пожалуй, даже профан с одиннадцати шагов мог попасть в своего противника, примерно в то место, куда целился. Что же говорить об искусном стрелке, даже охотнике? Если даже принять во внимание, что Дантес нервничал (хотя никаких свидетельств на этот счет нет), сделать поправку на сильный ветер, все равно трудно не признать: Дантес намеренно стрелял в пах Пушкина.

Куда же целился Пушкин, смертельно раненный в нижнюю часть живота? В голову?

Когда комиссия военного суда начала заседать, к раненному Дантесу отправили штаб-лекаря гвардейского кавалерийского корпуса Стефановича, чтобы он произвел освидетельствование подсудимого, и ответил на вопрос, может ли тот давать показания. «: Геккерн имеет пулевую проницательную рану на правой руке ниже локтевого сустава на четыре поперечных перста», — засвидетельствовал лекарь, — «Вход и выход пули в небольшом один от другого расстоянии. Обе раны находятся в сгибающих персты мышцах, окружающих лучевую кость, более к наружной стороне. Раны простые, чистые, без повреждения костей и больших кровеносных сосудов. Больной: руку носит на повязке и, кроме боли в раненном месте, жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вздыхании, хотя наружных знаков контузии не замечено:»

Фартовый Дантес

В письме о поединке Вяземского к Денису Давыдову герою-партизану 1812 года есть одна очень важная подробность, объясняющая, почему Дантес отделался только легкой контузией: пуля «пробила мясо, ударила в пуговицу панталон, на которую надеты были помочи, и уже ослабленной отскочила в грудь.»

Указание Вяземского помогает нам понять очень многое. Пуговица, на которую надевались подтяжки, естественно, располагалась в районе пояса панталон. В какой же позе должен был стоять Дантес, если внешняя сторона его правой руки с пистолетом, прикрывающим грудь, на четыре поперечных пальца ниже локтя находилась на уровне пуговицы панталон?

Читатель, мысленно представь эту нелепую позу!

Нет, вовсе не грудь прикрывал Дантес пистолетом. Если это правая рука в месте ранения находилась на уровне пояса, то пистолет должен был быть не поднят, а, наоборот, опущен. Значит, Дантес прикрывал оружием свой пах. Почему же рука Дантеса оказалась именно здесь? Видимо, потому, что он следил, куда был направлен ствол пистолета Пушкина. Или же Дантес ожидал от своего раненого противника выстрела в то же место, в которое он сам произвел свой выстрел.

Теперь становится понятно, почему секунданты всячески затемняли вопрос о ране Пушкина, зачем понадобилось сочинять заранее «реляцию» о дуэли для комиссии военного суда. Интересно отметить и то, что во всех рассказах о дуэли, которые с легкой руки Вяземского разошлись в публику, нет никаких упоминаний о том, куда был ранен поэт. Конечно, такого рода умолчания не были вызваны естественной человеческой деликатностью, то есть нежеланием посвящать посторонних, если так можно выразиться, в физиологию смерти Пушкина.

Не случайно, то же обстоятельство скрывали и друзья Дантеса, которым деликатность по отношению к русскому гению была абсолютно чужда. Дело заключалось в том, что, если противникии сознательно стреляли друг другу в пах, то у них, очевидно, были для этого особые причины. В случае же огласки, сразу же вставал бы вопрос об этих причинах, а такой вопрос придавал бы дуэли весьма щекотливый характер. Неужели защищая честь жены или собственное достоинство, как утверждает созданная Вяземским легенда, необходимо стрелять в пах противнику? Какие же слова могли быть произнесены дуэлянтами до и после того, как они обменялись выстрелами ниже пояса?

То, что секунданты не только Пушкина, но и Дантеса намеренно скрывали местоположение раны поэта в первые дни после поединка — это очень важный факт истории дуэли, никем из пушкинистов еще не отмеченный. Но возникает еще один важнейший вопрос: если создатели «реляции» утаивали такой важный эпизод дуэли, насколько верно они описали и все остальные эпизоды этого трагического происшествия?

В 1963 году французский журнал «Рубан руж», издаваемый Орденом Почетного Легиона, кавалером которого впоследствии стал Дантес, опубликовал статью Флерио де Ланжля о дуэли с Пушкиным. Публикация сопровождалась рисунком, изображающим поединок. Противники с пистолетами в руках стоят друг против друга в белых рубашках (27 января при 15-градусном морозе!).

Не станет укорять художника (имя его в журнале не обозначено) за незнание российских реалий. Не должны ли мы признаться себе, что и сегодня, почти 160 лет спустя после этого поединка, мы знаем о нем не многим больше, чем французский художник?

Во всяком случае, мы вправе подозревать, что «реляция» д Аршиака и Данзаса о дуэли — это лишь составная часть легенды о гибели поэта.

В этот день, 8 февраля, произошла дуэль с трагическим последствием для великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Дуэль Пушкина с Дантесом - дуэль на пистолетах между камер-юнкером Пушкиным и поручиком бароном Георгом Де-Геккереном (Дантесом) 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи, в результате которой Пушкин был смертельно ранен. Спустя два дня поэт умер. Дуэль была спровоцирована анонимными письмами, намекавшими на любовную связь между женой Пушкина Натальей и Дантесом.

По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов.

Предыстория – Дантес и Наталья Пушкина

Французский кавалергард, приёмный сын нидерландского посланника в Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился со своей ровесницей Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта, в 1835 в Аничковом дворце.

В глазах светского общества Дантес-Геккерен, красивый блондин, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа (Пушкин не любил придворной жизни и не вызывал тёплых чувств у влиятельных светских людей).

В светском обществе ходили слухи о взаимности чувств Пушкиной и о том, что Дантес уже добился победы; для разворачивания конфликта возникшая молва играла не меньшую, а то и большую роль, чем реальные положение дел.

Анонимные письма и первый конфликт (ноябрь 1836)

4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца»; в «дипломе» содержался косвенный намёк на внимание к Н. Н. Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя. В 1927 году пушкинистами (Б. В. Казанским и П. Е. Рейнботом) было высказано предположение, что пасквиль указывает на мнимую связь Натальи Николаевны с императором, так как Пушкин назван заместителем Нарышкина, мужа любовницы Александра I; эту точку зрения поддержал и автор наиболее авторитетного на то время исследования дуэли П. Е. Щёголев. Однако Н. А. Раевский считал, что «доказанным его [предположение] считать нельзя». Сам Пушкин счёл письмо исходящим от Геккерена-отца. Подозрение некоторых современников, в частности секунданта Пушкина К.К. Данзаса, пало на князя И.С. Гагарина, впоследствии иезуита.

Придя к выводу об авторстве Геккерна, Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой - сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Как бы то ни было, коль скоро Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов (сыграла роль и аудиенция, данная Пушкину Николаем I, и посредничество В. А. Жуковского). Тем не менее, Пушкин отказывался иметь какие-либо сношения с Дантесом и Геккереном, что, как можно видеть из воспоминаний Данзаса, задевало их обоих и приводило к дальнейшему обострению отношений.

Второй вызов на дуэль.

10 января 1837 Екатерина Гончарова стала женой Дантеса. Она родила ему четверых детей и умерла после родов в 1843 году, на седьмом году замужества.

Однако, конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток («казарменных каламбуров») по адресу Пушкина и его семьи. 26 января (7 февраля) 1837 Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо (в своей основе сочинённое еще во время первого конфликта в ноябре), где, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, он отказал им от дома. Пушкин знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли.

В тот же день Луи Геккерен через секретаря французского посольства виконта д’Аршиака письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов; Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли, письменно составленные виконтом д’Аршиаком.

Дуэль.

27 января (8 февраля) под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса - сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак.

Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерен.

В 1887 на месте дуэли был установлен памятный обелиск Пушкину - в сквере у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления (район Черной речки).

Смертельное ранение Пушкина.

Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12. Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей под руководством Н. Ф. Арендта скончался 29 января (11 февраля) 1837 года в 14:45. В момент его кончины были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии.

Уголовное следствие и “наказание”…

О дуэли было доложено по военному начальству. 29 января 1837 года командующий Отдельным Гвардейским Корпусом (в состав Корпуса входил Кавалергардский Ея Величества полк, в котором состоял поручик Де-Геккерен, из Википедии) генерал-адъютант Карл Бистром, узнав о дуэли, «всеподданейше донес о сем ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ; ЕГО же ВЕЛИЧЕСТВО того ж 29-го числа ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил: „судить военным судом как Геккерена и Пушкина, так равно и всех прикосновенных к сему делу, с тем, что ежели между ними окажутся лица иностранные, то неделая им допросов и не включая в сентенцию Суда, представить об них особую записку, с означением токмо меры их прикосновенности“.»

Военный суд первой инстанции (полковой) приговорил, в предварительном порядке, Геккерена и Данзаса к смертной казни - по законам времён Петра I; по смыслу 139-го воинского артикула (1715), ссылка на который присутствует в материалах уголовного дела, погибший на дуэли также подлежал посмертной казни: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <…> Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случитца, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить.»

Приговор докладывался вверх по начальству; в итоге определение Генерал-Аудиториата А.И. Ноинского от 17 марта 1837 года предлагало: Геккерена «лишив чинов и приобретенного им Российского дворянского достоинства, написать в рядовые, с определением на службу по назначению Инспекторского Департамента», в отношении секунданта Пушкина подполковника Даназса предлагалось, принимая во внимание его боевые заслуги и иные смягчающие вину обстоятельства, ограничиться арестом ещё на 2 месяца (он уже был под арестом), после чего «обратить по прежнему на службу»; «преступный же поступок самого Камерюнкера Пушкина <…> по случаю его смерти предать забвению». На докладе Ноинского 18 марта того же года была начертана Высочайшая конфирмация: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом заграницу, отобрав офицерские патенты».

Нидерландский министр Геккерен был отозван из Петербурга. Дантес дожил до глубокой старости, был членом французского сената.

Событие в искусстве

Михаил Юрьевич Лермонтов, не знакомый лично с Пушкиным, но близкий к его друзьям (семье Карамзиных и Н. Ф. Арендтом), написал стихотворение «Смерть Поэта»: «Погиб Поэт, невольник чести, пал, оклеветанный молвой» .

В конце XX века вышла книга: «История одной болезни» , она была переиздана в виде сборника под названием «Дополнение к портретам: Скорбный лист, или история болезни А. С. Пушкина. Доктор А. П. Чехов»

Статьи по теме