Тест по сказке – были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Тест по сказке – были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

1.Жанр произведения:

а) рассказ

б) повесть

в) сказка-быль

2. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе

б) взаимоотношения между людьми

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

3. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:

а) богатых залежах торфа на болоте

б) душевном богатстве людей

в) богатом растительном и животном мире лесов

4. Повествование в произведении ведётся от лица:

а) Митраши и Насти

б) геологов

в) жителей деревни

5. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны

б) во время Великой Отечественной войны

в) после войны

6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство

б) бесспорное первенство сестры

в) преимущество брата

7. Сколько лет Митраше?

а) десять с хвостиком

б) девять с хвостиком

в) восемь с хвостиком

8. Митраша младше сестры

а) на 2 года

б) на 3 года

в) на 1 год

9. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «мужичок в мешочке»

б) «мальчик с пальчик»

в) «носик-курносик»

10. По весне дети стали собираться в лес:

а) на охоту

б) за грибами

в) за сладкой клюквой

11. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

а) верный друг

б) пёс

в) компас

12.Митраша взял в лес:

а) сумку с компасом и двустволку

б) топор, сумку с компасом и двустволку

в) топор, сумку с компасом

13. Что такое «палестинка»?

а) гиблое место

б) место, где росло много клюквы

в) место, где росла клюква

14. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой?

а) тетерев и ворон

б) ворон и ворона

в) тетерев и глухарь

15. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

в) внешне она никак не отличалась от остального болота

16. Дети в лесу поссорились из-за того, что каждый хотел идти по - своему. Как хотел идти Митраша? а) прямиком по компасу б) широкой проторенной дороге в) как ходили все жители села

17. Какие два семени принёс ветер в «Блудово болото»?

а) сосны и берёзы

б) сосны и ели

в) ели и осины

18. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:

а) рассказать о несчастной жизни деревьев

б) предупредить детей о грозящей беде

в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду

19. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:

а) стона деревьев

б) раскатов грома

в) воя волков

20. Кто такой Серый помещик?

в) медведь

21. Собирая клюкву, Настя испугалась:

а) быка

б) лося

в) змеи

22. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко

23. Как звали лесника?

а) Михалыч

б) Аркадьевич

в) Антипыч

24. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

а) Настя

б) собака Травка

в) односельчане

25. Правда Антипыча – это правда борьбы людей:

а) за выживание

б) за любовь

в) за полезные ископаемые

26. За кем охотился Серый Помещик?

а) за собакой

б) за лисой

в) за зайцем

27. Настя всю свою клюкву

а) отдала больным детям

б) отдала соседям

в) заготовила впрок

Ответы: 1в 2в 3а 4б 5б 6а 7а 8а 9а 10в 11в 12б 13б 14а 15в 16а 17б 18б 19а 20б 21в 22а 23в 24б 25б 26а 27а

1.
«Кладовая солнца» М. М. Пришвина — сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города
Переяславль-Залесского, осиротели двое детей...». Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было «давным-давно», и происходило оно «в тридевятом царстве, тридесятом государстве».

2.
Настя и Митраша — главные герои. «Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя, занимаясь женскими домашними делами, «хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят тоже напоминает сказку — чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке
Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша—“мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”

3.
Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, за каждой красненькой ягодкой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала; ей больше хотелось.
Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл один неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше.

4.
Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа.
Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры.

5.
Большую роль в романе «Герой нашего времени» играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.
Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор — точные и свежие краски лермонтовской прозы.
В «Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Автор пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака». Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их «туземцами России».
Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.
Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.
Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Не менее прекрасно звездное небо в повести «Фаталист», вид которого приводит героя к размышлениям о судьбе поколения.
Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.
Этому же служит описание взволнованного моря в «Тамани». Картина, открывающаяся Печорину с площадки, где должна была состояться дуэль, солнце, лучи которого не согревают его после дуэли, — все навевает тоску, вся природа грустит. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более голубого и свежего!» — восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни.

6.
Это произведение учит нас о том, что самое главное в жизни - это любовь и забота о близком человеке. Что пройденные испытания учат ценить теплоту человеческих отношений. Кроме этого, повесть доказывает, что человек и природа едины.
Антипыч, хозяин Травки, говорил, что надо жить по правде. А правда заключалась в том, что собака и ее хозяин жили друг для друга. Собака любила своего хозяина, когда он умер. ей приходилось учиться жить для себя. Часто охотясь, она забывала даже поесть, так как привыкла загонять зверя не для себя, а для Антипыча. И всех людей после его смерти она делила на две категории: АНтипычи и враги Антипыча. Митрашу она спасла, вытащив из болота, потому что ей показалось, что мальчик- это маленький Антипыч, ее прежний хозяин. Жить в дружбе, заботясь о других- это есть правда Антипыча и собаки Травки.
О единстве человека и природы.
Это «думающая» и «говорящая» природа: ель, сосна, волк, лось, тетерев, собака Травка. Все они сыграли важную роль и в повествовании, и в судьбе Насти и Митраши. У камня болотная тропа расходилась вилкой: одна, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, — прямо. Митраша выбрал трудный путь — решил идти по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как будто сама природа предостерегала детей. Но Митраша не послушал благоразумной Насти, «…оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя так увлеклась сбором клюквы на палестинке, что нескоро вспомнила о брате. И быть бы беде, но, как это часто бывает в сказках, на помощь снова пришла природа.

7.
Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Клюква, которую собирали дети, растет на болоте. Болото - обычно ровная местность, открытая солнцу со всех сторон. Клюква на солнце, во влажном месте зреет крупная, сочная, ароматная. Клюква - это целебная ягода. Она незаменима при простудах. В нашем холодном климате это важно.
И лесные животные едят клюкву и птицы...Да, конечно, клюква - это клад!
И солнце дарит нам это богатство. Наклонись и собирай!

Тест по литературе Кладовая солнца (М.М. Пришвин) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.

Они были очень милые. Настя была как Золотая Курочка на вы­соких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золо­том, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лоба­стый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Му­жичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых вес­нушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
После родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безы­менные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен.
Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Внача­ле, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.
И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собрани­ях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что случилось с матерью детей?

2.

Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках.

3.

…и тесно им (веснушкам) было, и лезли они во все стороны.

4.

Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий.

5. Как называется художественный приём, основанный на противо­поставлении образов?

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

Задание с развернутым ответом

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что случилось с отцом детей?

2. Как называется художественный приём?

…веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…

3. Как называется изображение неживого предмета как живого суще­ства?

Только носик… глядел вверх.

4. Назовите изобразительное средство:

Это был мальчик упрямый и сильный.

5. Как называется приём?

Волосы у неё… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…
…как и Настя, был весь в золотых веснушках…
золотой петух Петя…

Задание с развернутым ответом

Ответы на тест по литературе Кладовая солнца (М.М. Пришвин)
1 вариант
1. умерла от болезни
2. сравнение
3. олицетворение
4. эпитет
5. антитеза
2 вариант
1. погиб на войне
2. сравнение
3. олицетворение
4. эпитет
5. повтор

А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

1) поэма

2) сказка

3) сказка-быль

4) баллада

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

2) в Кистеневке

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

4) На Кубани

А3. От чьего лица ведётся повествование?

1) Митраши

2) разведчиков болотных богатств

3) жителей села

4) Насти

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

1) на 7 лет

2)на 3 года

3)на 5 лет

4) на 2 года

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

1) Золушка

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

Г) Носик-курносик

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

4) плести лапти

А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

1)волшебный клубок

2) яблочко

3) компас

4) сапоги- скороходы

А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

1) земляникой

2) клюквой

3) черникой

4) брусникой

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

3) ели и сосны

4) липы и клена

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

1) метафора

2) олицетворение

3) эпитет

4) антитеза

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

1) упрямство

2) смелость

3) жадность

4) доброта

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

2) Настя

3) ему самому удалось спастись

4) охотники

А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

2) за здоровье;

3) за любовь;

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

4) съела сама

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

1) «Дети»

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»

Часть 2.

В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

Часть 3.

С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2 - от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

80 % от максимальной суммы баллов - оценка «5»

60-80%- оценка «4»

40-60 %- оценка «3»

0- 40%- оценка «2»

Ключи к тесту

Первый уровень

А10

А11

а) сказка; б) рассказ; в) сказка-быль. 2. «Кладовую солнца» называют сказкой, потому что: а) в ней есть необыкновенные приключения; б) добро торжествует; в) рассказывается о поисках правды и о смысле жизни. 3. Кладовая солнца – это а) душевное богатство людей: б) залежи торфа; в) богатый мир природы. 4. «Кладовая солнца» - это повествование о том, как: а) дети пошли за клюквой и заблудились; б) как жили дети без родителей; в) как мальчик и девочка обрели правду о смысле жизни. 5. Сказка-быль написана сразу после войны, в 1945 г.. чтобы: а) рассказать, как дети жили после войны; б) чтобы сказать людям, что надо жить в согласии и любви, а не воевать друг с другом; в) рассказать интересную историю о приключениях детей в лесу. 6. Повествование ведётся от лица: а) Митраши; б) геологов; в) жителей деревни. 7. В чём правда Антипыча, которую он перешепнул Травке: а) надо уметь любить и за любовь надо бороться; б) нужно уметь жить для себя; в) уметь выжить любой ценой в суровых условиях. 8. В описании истории сосны и ели автор использует: а) антитезу; б) олицетворение; в) гиперболу. 9. В чём смысл истории о сосне и ели: а) объяснение того, чем становится жизнь без любви; б) объяснение стона и воя в лесу;

в) сказочная история.

Тематический тест по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

    «Кладовая солнца» - это:
а) сказка; б) рассказ; в) сказка-быль. 2. «Кладовую солнца» называют сказкой, потому что: а) в ней есть необыкновенные приключения; б) добро торжествует; в) рассказывается о поисках правды и о смысле жизни. 3. Кладовая солнца – это а) душевное богатство людей: б) залежи торфа; в) богатый мир природы. 4. «Кладовая солнца» - это повествование о том, как: а) дети пошли за клюквой и заблудились; б) как жили дети без родителей; в) как мальчик и девочка обрели правду о смысле жизни. 5. Сказка-быль написана сразу после войны, в 1945 г.. чтобы: а) рассказать, как дети жили после войны; б) чтобы сказать людям, что надо жить в согласии и любви, а не воевать друг с другом; в) рассказать интересную историю о приключениях детей в лесу. 6. Повествование ведётся от лица: а) Митраши; б) геологов; в) жителей деревни. 7. В чём правда Антипыча, которую он перешепнул Травке: а) надо уметь любить и за любовь надо бороться; б) нужно уметь жить для себя; в) уметь выжить любой ценой в суровых условиях. 8. В описании истории сосны и ели автор использует: а) антитезу; б) олицетворение; в) гиперболу. 9. В чём смысл истории о сосне и ели: а) объяснение того, чем становится жизнь без любви; б) объяснение стона и воя в лесу; в) сказочная история.ОТВЕТЫ: 1) В; 2) В; 3) А; 4) В; 5) Б; 6) Б; 7) А; 8) Б; 9) А.
Статьи по теме