Изменение имен существительных по падежам и числам. Русский язык

План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.

3. Работать над каллиграфией, орфографией.

4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
  3. Таблица «Части речи».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Работа над ошибками
  3. Чистописание. Актуализация знаний
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Работа по теме урока
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Чистописание. Актуализация знаний

Ч Ч Ч ч ч ч чт что

К К К к к к кт кто

Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы

— Выпишите только имена существительные.

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

— Как изменяются имена существительные?

— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.

И ван рубил дрова, Василиса топила печь.

— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.

3. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.

4. Работа по теме урока

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)

Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.

— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.

Чтение правила на с. 58.

Физкультминутка

«Ребро, ладонь, кулак»

Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.

5. Закрепление изученного материала

— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.

Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.

Т. с. 20-21, упр. 1,2.

Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса :

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

6. Итог урока. Рефлексия

— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)

— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)

— Сколько падежей в русском языке?

— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)

Выставление отметок.

— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».

7. Домашнее задание

С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.

Объяснение учителем домашнего задания.

— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


Тема: «Изменение имен существительных по падежам»

    Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.

    Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.

    Воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю

Оборудование:

    Таблица "Падежи имен существительных";

    Индивидуальные карточки

Ход урока:

1. Орг. момент.

Напутствие детям

Счастье всем необходимо
Но проходит есть, что мимо
Мы его не сберегаем
И о нем уж забываем

А как прекрасно счастье испытать
И в душе, ну прям порхать
Желаю только много счастья
И не придет тогда ненастья

И жить на свете станет легче
И запоет от счастья сердце
Разве это не прекрасно
И на душе, всегда чтоб ясно.

2. Этап проверки знаний

Работа с карточками

Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.

Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота,перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.

3. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Прочитайте слова.

Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.

Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?

Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)

Учитель: Хорошо, молодцы!

Сегодня нам понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

4.Посмотрите на доску…читаем хором число, месяц, день недели.

Запишите в тетради, не забывайте проговаривать слова при написании;

Подчеркните орфограммы, которые встретили при написании.

5. Словарная работа

Картинк. На ней записано несколько словарных слов. Одно слово не относится к словарным,лишнее зимняя.

Найдите и запишите словарные слова в тетради, исключив одно лишнее слово.

Космос,матрос, металл, область, овраг, остров

    Какое слово лишнее? Почему?

(Зимняя лишнее, так как не является словарным)

    На какие вопросы отвечают все записанные вами словарные слова?

(эти слова отвечают на вопросы кто? что?)

    Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?

6. Блиц-опрос

    Что обозначает существительное?

    На какие вопросы отвечает?

    Какие существительные отвечают на вопрос КТО?

    Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО?

    Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?

    Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?

    Сколько родов можно определить у существительного? Назовите.

    Сколько чисел?

    Что ещё можно определить?

    Сколько падежей в русском языке? Назовите.

    Чем мы занимались на предыдущем уроке? (познакомились с названиями падежей, изучали имена существительные по вопросам).

    Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.

    Запишите тему урока.

7. Работа над новым материалом:

    Работа с доской

Белый и пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

падает, ложится…снег

    Давайте изменим существительное снег по падежам

    Для этого вспомним таблицу «Падежи существительных»

    Изменение имен существительных

    Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

    Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам .

    В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

именительный

Существует

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? что?

Творительный

Предложный

О ком? о чем?

    Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное "снег" по вопросам).

    Что изменилось? (окончания).

    Выдели зелёной пастой

Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

8.Высказывания детей.

    Давайте изменим одушевлённое существительное по падежам (устно)

    Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами - помощниками из таблиц на партах (чтение сильным учеником).

Падежи имен существительных

Название

Слова-помощники

Именительный падеж

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дательный падеж

Кому? Чему?

Винительный падеж

Кого? Что?

Творительный падеж

Предложный падеж

О ком? О чем?

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!

9. Работа с учебником Стр.116, упр. 265

    Поставь к существительным вопрос и определи падеж

Надвигалась (что?) ночь (И.п.).

Бежит (кто?) лиса (И.п.).

Прибил (к чему?) к стене (Д.п.).

10. Самостоятельная работа.

Раздача индивидуальных карточек.

    На партах лежат карточки. В 4 графе у каждого написано слово.

Измените его по падежам.

Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

Именительный существует кто? что?

Родительный нет кого? чего?

Дательный дать кому? чему?

Винительный вижу кого? что?

Творительный доволен кем? чем?

Предложный думаю о ком? о чём?

11.. И в заключении:

    С какой частью речи мы работали?

    Чему учились на уроке?

    Сколько падежей в русском языке?

    Что нужно сделать, чтобы определить падежь у существительного?

Определяем настроение по рисунку.

Результаты вывешиваются на доску.

Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей"

Цель:
Познакомить учащихся со склонением имен существительных, с названиями падежей; формировать умение устанавливать связь между словами в предложении.
Развивать словарный запас учащихся, память, внимание, наблюдательность, академическую одаренность.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, коллективизм.
Оборудование : обучающие таблицы «Склонение», карточки для работы в парах и группах, ребусы, иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, схемы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.

Ход урока

I. Духовно-эстетический.
1. Эмоциональный настрой.
Учитель:
- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
Учитель:
- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети: Шепчут отметку в дневник.
Дети: Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!».
- Мы совершили магический ритуал, надеюсь, ваши желания исполнятся!
2. Проверка домашнего задания. Упражнение 203.
- У кого возникли трудности при выполнении д/з?
-Зачитайте только те имена существительные, которые по числам не изменяются.
- Какие два примера вы дописали к словам, которые употребляются только во множественном числе?
3. Пальчиковая гимнастика.
Пальчики в футбол играют,
Все друг дружку обгоняют.
Все бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить в мяч.
Каждый забивает гол!
Хорошо играть в футбол!
4. Минутка каллиграфии.
А В Г? Ж И К М

З? ?
- Отгадайте, какие буквы мы будем писать в минутке каллиграфии?
- Молодцы! Б,Д,Е,Л.
В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/е/л
-Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь. (↓-д, -б, →е-, ← л)
→←ка си↓→←а в ↓уп←→. (Белка сидела в дупле).
- Дополни предложение.
- Назовите грамматическую основу.
- Назовите существительные.
- Разберите по составу слово «дупле».
II. Установочно-мотивационный.
1. Работа над словарными словами.
ф_мил_я, м_талл, к_л_ндарь, д_рект_р, во_зал, пут_шеств_е, г_р_зонт.
а) - К какой части речи относятся записанные слова?
-Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
-Найдите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
б) Взаимопроверка. (Правильность написания на доске)
-Кто выполнил свою работу правильно?
- Кто допустил 1 ошибку? 2,3 ошибки?
1. -Чтобы проверить с какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы, проведем блиц-опрос.
Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
Постоянный признак имен существительных… (род)
Часть слова без окончания … (основа).
Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
a doctor - ? a bag-?
Имена существительные изменяются по … (числам).
В форме какого числа можно определить род имени существительного?
3. Сообщение темы урока.
- Решите ребус на доске, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
Н К Л Е С О Е И Н
5 2 3 6 1 4 9 8 7
- Кто знает, что такое склонение?
- Склонение – это изменение имен существительных по вопросам (по падежам).
III. Содержательно-поисковый.
1.Наблюдение за изменением окончаний имен существительных.
-Для связи с другими словами в предложении имена существительные изменяются по вопросам (по падежам).
Выполнение упражнения 216, устно.
-Что изменяется в слова «вода» при изменении его по вопросам?
2. Чтение правила учащимися на стр. 103.
3. – Слово «падеж» произошло от лат. сasus.
4. Знакомство с названиями падежей и вопросами.
- Сколько падежей в русском языке?
-Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?
-В каком падеже стоит слово, если оно отвечает на вопросы: кого? или чего?; кем? или чем?; кому? или чему?.

5. Информация. ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
6. Это интересно знать!
- Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?
-Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, в молдавском – четыре, в литовском – шесть, а у финнов насчитывается целых пятнадцать!
-А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
7. – Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Ученые подсчитали, какие падежи наиболее употребляемые.
В литературном языке В разговорной речи В деловой речи
И.п. - 33%
Р.п. - 24%
В.п. – 20%
Остальные – 23% И.п. - 50%
Р.п. - 15%
В.п. – 20%
Остальные – 15% И.п. - 25%
Р.п. - 40%
Остальные – 35%
- Какой же вывод можно сделать из этих подсчетов?
- В любом речи самыми употребляемыми являются именительный, родительный и винительный падежи.
8. – А сколько падежей в украинском языке? (кличний)
- Раньше, в древнерусском языке, большинство существительных мужского и женского рода в единственном числе имело особую форму обращения, которую принято называть звательным падежом.
-Такая форма встречается в художественной литературе. Известная фраза из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина «Чего тебе надобно, старче?».- как раз и содержит эту форму звательного падежа.
IV. Адаптивно-преобразующий
1. –Чтобы быстро справиться со следующим заданием, проведем упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.
-Верхнюю букву каждой строки ребёнок проговаривает вслух. Нижняя обозначает движение руками: Л – левая рука отводится влево, П – правая рука отводится вправо, В – обе руки поднимаются вместе вверх. Упражнение выполняется от первой буквы к последней, а затем, наоборот, от последней – к первой.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я

Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л

2. Работа с учебником.
Склонение имен существительных.
Упр. 218(устно).
Упр. 219 (пис.) (Склоняем одно слово фронтально, а второе-самостоятельно). Слабые ученики получают ключ-подсказку для выполнения задания.
3. Физкультминутка (на развитие межполушарного взаимодействия).
Руку правую на плечо,
Руку левую на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Руку левую на плечо,
Руку правую на бочок
Руки вверх, руки в низ
И налево повернись.
(Произносить слова физкультминутки ускоряя темп и меняя задания)
V. Оценочно-смысловой.
1. -Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к урокам, я прочитала очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ.
Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ,МАТЬ.
-Как вы думаете?(дети высказывают свои мнения)
-На какие вопросы отвечают имена существительные в И. падеже?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
-Каким членом предложения являются сущ в И. п.?
- Есть ли предлоги перед сущ. в И. п.?
2. -Послушайте стихотворение про И. падеж
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою родом не терплю.
Мои вопросы-кто? И что?
Ни с кем не спутает никто!
На доске появляется вывод.
И.п. Кто? Что?
Нет предлогов.
Подлежащее!
3. Работа с предложением.
Любит дочь мать.
-Когда сущ ДОЧЬ будет в И.п? (когда оно будет подлеж.)
-От чего это зависит? (от порядка слов в предложении)
Работа в парах:
-Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в И п.(запись) (аналогично со словом МАТЬ)
4. Гимнастика для глаз.
VI. Системно-обобщающий.
1.- Определить падежи помогают и вспомогательные слова.
И.п. есть
Р.п. нет
Д.п. дать
В.п. винить
Т.п. творить
П.п. думать
-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? (найти слово, от которого зависит имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу определить падеж.)
- Как же отличить И.п. от В.п.?
В.п. Кого? Что?
Без предлогов
С предлогами
Второстепенный
член предложения
Вывод: - В предложении имя существительное может отвечать на вопрос только одного из падежей.
Имя существительное в именительном падеже чаще всего выступает в роли подлежащего.
Имена существительные в остальных падежах чаще всего являются второстепенными членами.
2. Выполнение упражнения 220 (Первое предложение с комментированием, остальные - самостоятельно).
3. Работа в группах (задания дифференцированные).
1 группа:
- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
Дать И.п. Кого? Чего?
Есть Р.п. Кому? Чему?
Винить Д.п. Кто? Что?
Нет В.п. О ком? О чем?
Думать Т.п. Кого? Что?
Творить П.п. Кем? Чем?
2 группа:
- Придумайте и запишите слова, которые начинаются с соответствующих букв и стоит в указанном падеже.
Например:
Парта, арфы, девочке, енота, живописью, (об) индюке.
П И.п.
А Р.п.
Д Д.п.
Е В.п.
Ж Т.п.
И П.п.
3 группа:
- Распределите имена существительные в две колонки.
Строители построили новый дом.
Машина переехала через овраг.
Ёж устроил себе уютную нору.

И.п. В.п.
4 группа:
«Шуточный тест»
-Какой падеж:
а) без предлога не употребляется;
б) щедрый падеж;
в) падеж родства;
г) падеж для подлежащего;
д) падеж- работяга;
е) провинившийся падеж?
VII. Контрольно – рефлексивный.
1. Оцените по шкале (на полях тетради) следующие критерии:
Трудность 5 б. Интерес 5 б. Успех 5 б.
материала материала материала

2. Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
-Что значит просклонять имя существительное?
-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
- Упр. «Микрофон»» Продолжите фразу: «Мне понравилось…»
« Я даже и не думал…»
«Я сегодня узнал…»
VIII. Духовно-эстетический.
1. – Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
-Мнения разделились, давайте проведем очередное исследование и выберем правильное утверждение.
- Для этого нам нужно просклонять слово шоссе. Я буду называть вам слова–помощники, а вы просклоняйте слово шоссе.
И. п. что? шоссе отремонтировали что?
Р. п. чего? шоссе стояли у чего?
Д. п. чему? шоссе ехали по чему?
В. п. что? шоссе выехали на что?
Т. п. чем? шоссе пролетел над чем?
П. п. о чём? о шоссе рассказал о чем?
- Что вы заметили? Изменилось окончание?
-Так какая же особенность у слова шоссе? (Оно не склоняется, т.е. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется? (Несклоняемое).
- Сможем ли мы ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?
-Да. Такие слова есть, но это тема следующего урока.
2. Домашнее задание.
Выполнить упражнение 221; выучить названия падежей и падежные вопросы; выучить правила, с. 102-103 учебника.
3. Выставление оценок.
4. – Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Предмет
Класс
Тип урока
Технология
урока
Тема
Цель
Технологическая карта урока
Русский язык
3
урок открытия «новых знаний».

построения
проблемно­диалогическая

Познакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа в
предложении.
 Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.
 Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
 Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.
Основные
понятия

термины,
Падежи, склонение существительных.
Планируемый результат
Предметные умения
­умение определять падеж имен существительных
­ умение составлять словосочетания с именами существительными в
разных падежах, правильно употреблять предлоги
Личностные УУД: проявляет учебно­познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: определяет, формулирует учебную задачу на уроке
в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя
необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и
работу. Оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои
ответы с ответами одноклассников.
Познавательные УУД:
знакомится с падежными вопросами и

вспомогательными словами; учиться изменять имена существительные по
падежам.
Коммуникативные УУД: оформляет свою мысль в устной и письменной
речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие
вопросы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: Учебник «Русский язык» 3 класс автор
А.В.Полякова
Технические средства обучения Компьютер, интерактивная доска,
проектор.
Оборудование: Таблица с названиями падежей

Дидактические задачи этапов урока
№ п/п
Этапы урока
Мотивация к учебной деятельности
Дидактические задачи (цель этапа)
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность
Актуализация знаний и пробное учебное действие Мотивировать учащихся на изучение темы.
Выявление места и причины затруднения
Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать
алгоритм решения поставленной задачи.
Реализация построенного проекта
Организовать самостоятельное выполнения заданий на новый способ действия.
Первичное закрепление (с комментированием во
внешней речи)
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
Осуществить самоконтроль уровня полученных знаний и самопроверку по
эталону.
Включение в систему знаний и повторение
Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Этапы
урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Технология изучения
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у
к

Метапредметные:
регулятивные:
коммуникативные:
Совместно
договариваться о правилах поведения и
общения на уроке и следовать им.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай
­ Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов
на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас
всё получится

в
учащихся
Включение
деятельность
Настрой
урок.

Подтвердить свою готовность к
уроку, проанализировать, как
готовы к уроку
на

я
и
ц
а
в
и
т
о
М
е
и
в
т
с
й
е
д

е
о
н
б
е
ч
у

е
о
н
б
о
р
п
и
й
и
н
а
н
з

я
и
ц
а
з
и
л
а
у
т
к
А

Предметные УУД:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении
знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные ­
самостоятельно искать способ решения
проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения
возникшей проблемы
Интерактивная доска
http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a670a­
0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_kl3_42.swf
_обед, з_мл_ника, вет_р, за_тр_к, в_рона, п_льто,
к_ртофель, к_ртина, м_л_ко, р_сунок.
­Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
­Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону на
доске.
­Что общего у этих слов слов?
­По каким грамматическим признакам эти
существительные можно разделить на две группы?
­На какие группы еще вы бы могли разбить эти слова?
Один ученик работает около
доски, остальные в тетрадях.
Записывают слова,
осуществляют взаимный
контроль (работа в парах).
Отвечают на вопросы.
­Это имена существительные.
­ Это словарные слова.
­ Это нарицательные имена
существительные.
­Одушевленные

­Какие грамматические признаки существительных мы
сегодня еще не называли?

неодушевленные
существительные.
­Можно разделить на три группы
по родам.
имена
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з

ы
н
и
ч
и
р
п
и

а
т
с
е
м

е
и
н
е
л
в
я
ы
В

Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и
вспомогательными словами; формулируют
правило.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения
задания; сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и
произвольно строить речевое высказывание
в устной форме;
­ Прочитайте текст. Найдите слово, которое
встречается в каждом предложении.
Лиса.
По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый
хвост. Хочется лисе поймать зайца.
Увидел лису косой и ускакал, только его и видели.
Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом
вспоминает о лисе.
­В каком числе употреблены.
Выполняют активные действия
с объектом изучения:
наблюдают за окончаниями,
делают вывод: слова в
предложении должны быть
связаны по смыслу.
Читает ученик.
­ Какое слово встречается в каждом предложении?
­ Что заметили?
Лиса
­ А что было бы, если бы они не менялись? Почему?
­ Правильно. Окончания служат для связи слов в
предложении. т.е. существует смысловая связь.
­ Во всех предложениях выделите окончание в
слове лиса.
Изменяется окончание.
Потому что окончания служат
для связи слов в предложении.
­Что происходит со словом лиса в каждом
предложении: словоизменение или словообразование?
Словоизменение, т.к.
это разные формы одного и того
же слова.
­ Почему изменяется окончание в слове лиса?
­ Давайте ещё найдём причину изменений окончания.
­Чтобы связывать слова в
предложении.
­ Попробуйте задать вопросы к этим словам. (в паре).

Вывод:
Итак, имена существительные изменяют свои

окончания, когда оказываются в предложении рядом с
другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на
разные вопросы. (грамматическая связь).
­ Вот такое изменение имён существительных по
вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить
табличку склонение).
1. Работа с учебником (стр3,4)
­ Обратите внимание на тему нашего урока.
­Какое слово в названии темы вам непонятно?
­ Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
2. Работа в группах.
­Давайте найдём значение этих слов. Для этого будем
работать в группах. Первая группа будет искать
определение слов в толковом словаре, вторая в
школьном справочнике, третья в учебнике русского
языка.
Перед работой вспомним правила сотрудничества.
Отвечают на вопросы,
формулируют тему урока.
Падежи.
_­Узнать, что такое падеж, какие
бывают падежи.
­Научиться различать падежи.
Повторяют правила
сотрудничества.
Работают в группах.
Используют различные способы
поиска учебной информации в
учебнике, в толковом словаре, в
справочниках, объясняют
значение слов (падеж,
склонение)
Давайте, ребята, немного отдохнём.
Выполнение физминутки.
Познавательные УУД:
отбирать необходимые источники
информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные УУД:

желания продолжать свою учебу
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з

а
д
о
х
ы
в

а
т
к
е
о
р
п

е
и
н
е
о
р
т
с
о
П
ь
л
у
к
з
и
ф
к
т
у
н
и
м
т
а

а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п

я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р

а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п

я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р
Личностные УУД:
навыки сотрудничества;
Регулятивные УУД:
умение проявлять самостоятельность и
инициативу;
Познавательные УУД:
умение выбирать наиболее эффективные
пути решения задачи.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности.
Грамматическая сказка «Откуда пошло название
падежей».
Слушают, наблюдают, читают.
Знакомятся с таблицей
падежей, слушают, читают.
­В русском языке 6 падежей.
Слушают, сравнивают.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя,
и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было
«На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё,
что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он
был большим озорником, за всяческие
проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые
дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём
заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ
ПАДЕЖОМ.
. Работа в учебнике Знакомство с таблицей падежей
стр.4
­Рассмотрим таблицу в учебнике.
И.п. есть кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. любовался кем? чем?
П.п. говорил о ком? о чем?
­Сколько падежей в русском языке?
­ Обратите внимание, что для указания падежей в
работе принято их писать сокращенно

­У каждого падежа есть свои вопросы.
­Главный падеж или «первый среди равных» ­
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, именно он считается основной
формой имен.
­Подлежащее в предложении всегда выражено
существительным в именительном падеже.
Именительный падеж не терпит предлогов и всегда
«избегает» их.
­Остальные падежи русского языка называют
КОСВЕННЫМИ.
А еще у каждого падежа есть слова­помощники. Они
помогают правильно задать вопрос и безошибочно
подобрать нужную форму слова.

)
и
ч
е
р
й
е
н
ш
е
н
в

м
е
и
н
а
в
о
р
и
т
н
е
м
м
о
к

е
и
н
е
л
п
е
р
к
а
з

е
о
н
ч
и
в
р
е
П

а
т
о
б
а
р

я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
Коммуникативные УУД:
Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом.
Познавательные УУД:
находить закономерности; самостоятельно
продолжать их по установленном правилу.
Регулятивные УУД:
­ Составим алгоритм « Как определить падеж имени
существительного»
Чтобы определить падеж существительного нужно:
Делают вывод, составляют
алгоритм « Как определить
падеж имени
существительного»
1. Найти слово, с которым связано
существительное
2. Поставить от него вопрос к существительному
3. По вопросу определить падеж
Оценка своего задания по параметрам,
заранее представленным.
Работа в учебнике.
Регулятивные УУД:
­контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном;, коррекция
– выделение и осознание учащимися того,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
­Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все
они разного уровня трудности:
1 вариант ­ сделаю все сам без подсказок и помощи;
2­вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой;
3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один
из предложенных падежей.
1­вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п.)
Подошли к речке (___.п.)
Светит солнце (___. п.)

Обучающиеся
определяют
уровень сложности каждого
задания.
Выбирают
уровень,
соответствующий их умениям
и знаниям.
Записывают решение выбранной
задачи.
Проверяют
правильность
решения по образцу (каждый
берет карточку с верно
выполненным заданием).

2 –вариант:
Спиши. Определи падеж существительного по
вопросу.
Спит (кто?) медведь (__. п.)
Написали (кому?) отцу (___. п.)
Катались (на чём?) на лодке (____.п.)
3­вариант:
Спиши. Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. (И.п./ В.п.)
Пошли (на кого? что?) на рыбалку. (И.п. / В.п.)
Варила (из кого? чего?) из рыбы. (В.п./ Р.п.)
­Выберите задание, выполните, проверьте по эталону.
Интерактивная доска
http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a6676­
0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_nesk_04.swf
­Дополните примерами таблицу падежей.
Работают с доской, дополняют
таблицу примерами.
Коммуникативные УУД:
­аргументирование своего мнения.
у
н
о
л
а
т
э

о
п
й
о
к
р
е
в
о
р
п
о
м
а
с
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
Личностные
развивать
коммуникативные навыки, умение слушать
и слышать, контролировать и оценивать
свою работу
УУД:

е
и
н
е
р
о
т
в
о
п
и
й
и
н
а
н
з

у
м
е
т
с
и
с

е
и
н
е
ч
ю
л
к
В

Личностные УУД:
Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Познавательные УУД:
Наблюдать и делать самостоятельные
простые выводы.
Продолжите фразу…
Я знаю…..
Я умею….
Я научился….
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой
ответ.
­ Достигли ли мы целей, которые ставили в начале
урока? Докажите это.

Домашнее задание: стр 5. упр. 4.
По желанию: начать составлять памятку « Падежи
имён существительных» для себя и своих
одноклассников.
е
к
о
р
у

и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у

я
и
с
к
е
л
ф
е
Р
Анализируют свою деятельность,
показывают своё отношение к
уроку, чувства и настроение.
Формулируют
конечный
результат своей работы на уроке

1. Склонение.

2. Сложение.

3. Спряжение.

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

1. Второстепенным.

2. Подлежащим.

3. Сказуемым.

3. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

1. Кого? Чего?

2. Кому? Чему?

3. О ком? О чем?

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

2. Под, над.

3. Из, без, у, до, от.

5. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

1. О ком? О чем?

2. Кому? Чему?

3. Кем? Чем?

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в дательном падеже?

1. Приплыть к берегу .

2. Писать о природе .

3. Гулять около дома .

7. В каком падеже существительные отвечают на вопросы кого? что?

1. В именительном.

2. В дательном.

3. В винительном.

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в творительном падеже?

1. Растет под елкой.

2. Рисую карандашом .

3. Вижу море .

В каком падеже существительные не употребляются без предлогов?

1. В предложном.

2. В дательном

3. В винительном.

В каком словосочетании существительное употреблено в предложном падеже?

1. Рассказать о друге.

2. Писать ручкой.

3. Нарисовать дерево.


__________________________

Тема «Три склонения имен существительных»

Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

1. Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

3. Существительные женского рода с нулевым окончанием.

К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

К какому склонению относятся существительные среднего рода?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

Прочитай. В какой строчке все существительные 1-го склонения?

1. День, ночь, соль.

2. Земля, страна, луна.

3. Зеркало, озеро, рассвет.

Прочитай. В какой строчке все существительные 2-го склонения?

1. Сон, море, лето.

2. Семья, дядя, зима.

3. Мышь, тень.

Прочитай. В какой строчке есть неизменяемые существительные?

1. Окно, озеро, полотно.

2. Метро, пальто, кино.

3.Зеркало, стекло, яблоко.

Допиши недостающие слова.

Чтобы определить склонение имени существительного в предложении, нужно поставить его в начальной форме – в _________________ падеже _____________ числа.

Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.

Тихий туман стоит над жёлтыми полями.



___________________________________________________

Подчеркни имена существительные 3-го склонения.

Осень, речь, пень, рожь, боль, олень, вратарь, метель, соль, морковь.

Исправь ошибки.

Страна (3), дерево (2), снег (1), гордость (3), Марина (1), темнота (2), тепло (2), лошадь (1).


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных

Цель: показать, что гласные звуки в падежных окончаниях имен существительных могут находиться в ударном и безударном положениях, познакомить со способом проверки
безударных гласных в окончаниях имен существительных.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________________________

Рассмотрите узор. Какое слово входит в состав узора? Что та­кое библиотека ? Слово библиотека состоит из двух древнегрече­ских слов: библиос - книга, тэке - хранилище . Пропишите узор, проговаривая написание слова библиотека. Из какого произведения взяты следующие строки?

И ежели вы вежливы,

то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

возьмёте не на веки.

________________________________________________

Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Чем они различаются? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.

Мы с..дели на палубе и любовались окрес..ностями р..ки.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. На­зовите однородные члены предложения. Как связаны однородные сказуемые? В словах-существительных выделите окончания.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 162

Учащиеся выясняют, что

¾ имена существительные могут иметьударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут нахо­диться либо под ударением, либо в безударном положении(необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании;обе подчиняются основному закону русского письма - в без­ударном положении требуют проверки);



Ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутсяодинаково, т. е. безударные окончания могут быть провереныударными;

Для проверки безударного гласного в окончании име­ни существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный па­дежного окончания находится под ударением.

Чтение правила на с. 101.

Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)

Знакомство с последовательностью дей­ствий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)

Статьи по теме