Сравнивая по размерам с землей. Размеры планет солнечной системы по возрастанию и интересные сведения о планетах

Экология

О самой ближайшей к нам звездной системе недавно говорили все главные издания планеты: вокруг звезды Альфа Центавра B вращается планета , сравнимая по размерам с Землей. По астрономическим меркам эта планета находится очень близко от нас.

Несмотря на то, что по размерам эта планета соответствует Земле, она, скорее всего, совершенно бесплодна , сообщили исследователи.

Астрономы обнаружили экзопланету возле подобной Солнцу звезды Альфа Центавра B, которая является частью трехзвездной системы, расположенной всего в 4,3 световых годах от Солнечной системы. Эта планета, получившая имя Альфа Центавра Bb, по массе примерно соответствует Земле, однако ее поверхность, вероятно, покрыта слоем раскаленной породы, так как ее орбита в 25 раз ближе к звезде, чем орбита Земли по отношению к Солнцу.

"Мы практически уверены, что на этой планете у жизни нет никаких шансов" , - сказала исследователь планет Сара Сигер (Sara Seager) . Но что же позволяет нашей планете поддерживать жизнь? В чем наша Земля такая особенная?


Существует несколько компонентов, необходимых для существования жизни, по мнению ученых, однако споры по поводу того, какие ограничения могут в действительно быть у живых существ, пока не утихают. На Земле имеются некоторые особые виды, которые существуют и прекрасно себя чувствуют в самых, казалось бы, экстремальных и не пригодных для жизни условиях.

Вот какие компоненты необходимы планете, чтобы на ней могла возникнуть жизнь, по крайней мере, в нашем обычном представлении:

Вода

"Во-первых, вам нужна какая-то жидкая среда, в которой молекулы могут вступать в реакции" , - говорит Сигер. В таком супе ингредиенты для зарождения жизни, к которой мы привыкли, такие как ДНК и белки, могут плавать и взаимодействовать друг с другом для того, чтобы имели место те реакции, которые требуются для жизни.

Самая распространенная жидкость на Земле, которая подходит для такого "раствора жизни" – вода. Вода – отличный растворитель, в котором могут растворяться многие вещества. У воды имеются особые свойства, например, в отличие от других жидкостей, превращаясь в твердое состояние - лед, она может оставаться на поверхности жидкой воды, то есть выступает в роли отличного изолирующего вещества, не позволяя замерзать остальным слоям. Если бы лед тонул в воде, все слои водоемов замерзали бы, делая химические реакции для существования жизни невозможными.


Астрономы, которые находятся в поисках внеземной жизни, чаще всего обращают внимание на планеты, которые находятся в так называемой обитаемой зоне, вращаясь вокруг своих родительских звезд. На таких орбитах планеты получают ровно столько звездного тепла, сколько требуется воде, чтобы она оставалась в жидком состоянии. Земля находится как раз в такой обитаемой зоне. Марс и Венера, ближайшие от Земли планеты, уже не попадают в эту зону. Если бы Земля была расположена хоть немного ближе или дальше по отношению к Солнцу, на ней, вероятно, никогда бы не возникла жизнь, здесь была бы такая же безжизненная пустыня, как на Марсе, либо Земля была бы такой туманной печкой, как Венера.

Конечно, инопланетная жизнь не обязательно играет по тем же правилам, что и земные обитатели.


Астробиологии все больше говорят о том, что следует смотреть дальше традиционных обитаемых зон. Например, в то время как жидкая вода в настоящее время не преобладает на поверхности Марса или Венеры, когда-то могло быть время, когда дело обстояло совсем иначе. В то время жизнь вполне могла развиться на этих планетах и либо переселилась в более безопасные места на этих планетах, например, ушла под землю, либо адаптировалась к более суровой среде, как это сделали организмы экстремофилы , живущие на Земле в экстремальных условиях. Либо и то, и другое.

В то же время жидкая среда других планет также может приютить жизнь. Например, на спутнике Сатурна Титане имеются метан и этан в жидком состоянии.

Энергия

Второе, чего требуется жизни, это энергия. Без энергии практически ничто работать не будет. Самым очевидным источником энергии для планеты или спутника является родительская звезда. В случае с Землей солнечный свет запускает фотосинтез в растениях. Питательные вещества, в свою очередь, которые создаются в результате фотосинтеза, являются топливом, на которое прямо или косвенно рассчитывает практически все живое.


Бесконечное количество живых организмов на Земле, впрочем, существуют за счет других источников энергии, таких как химические вещества из глубоководных источников. На Земле нет недостатка в источниках энергии.

Время

Ученые говорят, что обитаемым мирам требуются звезды, которые живут не менее нескольких миллиардов лет. Этого времени достаточно, чтобы на них эволюционировала жизнь.

Некоторые звезды живут всего несколько миллионов лет и умирают. Впрочем, жизнь может возникнуть сравнительно быстро, поэтому возраст в данном случае не так важен, считают ученые, однако возраст важен, если речь идет о сложных формах жизни.


Например, Земля появилась примерно 4,6 миллиардов лет назад. Самому старому известному организму около 3,5 миллиардов лет, то есть жизнь появилась через 1,1 миллиард или менее лет после возникновения планеты. Однако это были очень простые организмы. Чтобы на планете возникли сложные формы жизни, требуется куда больше времени. Первые многоклеточные организмы появились на Земле всего каких-то 600 миллионов лет назад. Благодаря тому, что нашу звезду Солнце можно назвать долгожителем, на планете было достаточно времени, чтобы эволюционировал человек.

Циркуляция

Другие исследователи предполагают, что тектонические плиты крайне необходимы, чтобы в мире появилась жизнь. То есть поверхность планеты должна быть разбита на плиты, которые постоянно двигаются. Тектоника плит крайне важна для циркуляции молекул, необходимых для жизни.


Например, углекислый газ помогает удерживать тепло солнца, чтобы поверхность Земли оставалась теплой. Этот газ обычно накапливается в породах со временем, а это означает, что планета, в конце концов, замерзнет. Тектоника плит позволяет этим породам опускаться вниз, где они расплавляются, а расплавленная порода выпускает углекислый газ назад в атмосферу с помощью вулканов.

Дополнительные факторы

Среди других факторов, позволяющих жизни существовать на Земле, можно назвать небольшие колебания солнечной радиации по сравнению с более непостоянными звездами, а также магнитное поле, которое помогает защитить нас от любых бурь заряженных частиц, которые исходят от Солнца. Сильные вспышки радиации могли убить жизнь на самых ранних стадиях развития, когда она была слишком уязвимой.


Земля остается пока единственной известной планетой, на которой существует жизнь из-за уникальной комбинации всех важнейших факторов. Однако постоянное исследование чужих миров может когда-нибудь изменить ситуацию. Может быть, мы когда-нибудь сможем найти планету, которая имеет все подобные или совершенно новые атрибуты, позволяющие жизни существовать на ней.

Цели:

  • Сформировать знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе.
  • Развивать абстрактное мышление, умение выделять главное в научно-популярном тексте, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской работе.

Оборудование: фотографии планет Солнечной системы;таблицы: расстояния планет от Солнца, диаметров планет, количества спутников, температур на поверхности планет; таблички-заголовки: Планеты-гиганты, Космические крошки, Планеты Земной группы; таблички-названия групп: Эксперты, Космонавты, Исследователи, Наблюдатели; конверты с заданиями каждой группе, компьютер, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Введение в тему

Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

III. Сообщение темы урока

Учитель. Тема урока: Солнечная система: Земля и другие… А кто это – другие? Какое место в Солнечной системе занимают они. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие группами. У каждой команды свое задание. Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас. К любому путешествию надо готовиться. С собой мы лишних предметов не берем. Нам необходимы: карандаш, умения сплоченно работать, быть внимательными и конечно же знания. Начнем с разминки. Кто помнит и знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.

IV. Разминка

  • Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
  • Что ближе к Земле: Солнце или Луна? (Луна)
  • Луна – это … (Спутник)
  • Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)
  • Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
  • По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
  • Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
  • Какого цвета солнце? (Желтая)
  • Одежда для космонавтов. (Скафандр)
  • Газовая оболочка, окружающая Землю. (Атмосфера)

– К путешествию готовы! Наступило время познакомить вас с заданиями

V. Задания группам

Учитель. Командиры получите задания и приступайте к работе. Желаю вам успехов!

1 группа. Космонавты

Задание. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.

(У детей: фотографии с названиями планет, план ответа, таблица расстояний планет от Солнца)

План ответа:

1. Сколько планет движутся, как и Земля вокруг Солнца? ___________________________

2. В каком порядке?___________________________________________________________

Таблица 1

2 группа. Исследователи

(У детей: фотографии всех планет, план ответа, тексты-описания планет, табличка заголовок – Планеты земной группы)

План ответа:

Из восьми планет Солнечной системы есть планеты, которые похожи на Землю, другие – очень сильно от нее отличаются. Мы исследовали все планеты , сравнили с Землей и пришли к выводу, что есть планеты похожие на Землю:

1. Перечислите планеты______________________________________________________

2. Что общего у этих планет?

Размер (большой, небольшой)___________
– Твердая поверхность (да, нет)_________
– Атмосфера? (да, нет) _____________
– Спутники (да, нет)____________кроме___________________________

3. Как такие планеты называются? ___________________________

4. Тексты-описания планет.

Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, похожую на Землю.

1. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий

2. Пятая от Солнца планета – Юпитер . Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.

3. Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.

4. Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников27.

5. Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)

6. Шестая планета – огромный Сатурн . Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.

7. Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.

8. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий . По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля.

3 группа. Исследователи

(У детей: фотографии планет, план ответа, тексты-описания планет, табличка заголовок – Планеты-гиганты)

План ответа:

Мы исследовали все планеты , сравнили с Землей и пришли к выводу, что есть планеты непохожие на Землю:

1. Перечислите планеты _________________________________

2. Что общего у этих планет?

Размер (большой, маленький) __________________
– Твердая поверхность (да, нет) _________ Они состоят из ___________________________
– Там царит (тепло, холод) почему? ____________________________
– Планеты состоят из _______________________________
– Спутники (много, мало) __________________
– Жизнь (да, нет)_________________

3. Как такие планеты называются? ______________________

4. Тексты-описания планет те же, что и у второй группы исследователей.

Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, непохожую на Землю.

4 группа. Наблюдатели

(У детей фотографии: комета, астероиды, метеоритные тела; тексты-описания небесных тел; табличка-заголовок – Космические крошки)

Тексты

1. Они маленькие, возникают, когда крохотные космические частички или камешки с большой скоростью врезаются в земную атмосферу, разогреваются в ней и вспыхивают на высоте около 100 км. Некоторые падают на Землю, иногда оставляя след на поверхности Земли.

2. Многие эти космические тела по форме отличаются от шаров, они похожи на большие глыбы, мчащиеся вокруг Солнца. Они разместились двумя поясами:

1) между Марсом и Юпитером;
2) за планетой Нептун

3. Это не очень крупные объекты. Но, когда они находятся вблизи Солнца, их часто можно видеть с Земли невооруженным глазом. Обычно они выглядят как маленькие, тускло светящиеся пятнышки. Изредка появляются яркие объекты с длинными серебристым хвостом, прорезающим небо, словно прожектор. Давным-давно люди связывали появление этого объекта с войнами и стихийными бедствиями.

5 группа. Эксперты

Задание. Определите, какие планеты в Солнечной системе являются рекордсменами.

(У детей таблицы: диаметров планет, расстояний планет от Солнца, температур на поверхности планет, количества спутников. Каждый ученик получает задание и выполняет его.)

1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________
2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________
3. Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________

Таблица 2

Название планеты

Диаметр планеты в км Расстояние от Солнца в млн. км.
1. Меркурий 4 880 58
2. Венера 12 100 108
3. Сатурн 116 000 1 426
4. Марс 6 800 227
5. Юпитер 140 000 777
6. Земля 12 742 150
7. Уран 50 800 2 869
8. Нептун 48 600 4 496

1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________

Таблица 3

1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?

Таблица 4

Название планеты

Температура
на планете

Кол-во спутников

1. Меркурий + 430
2. Венера + 500
3. Земля + 30 1
4. Марс – 23 2
5. Юпитер – 160 63
6. Сатурн – 150 60
7. Уран – 220 27
8. Нептун – 210 13

1. Самая медлительная планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая быстрая планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)

Дети оформляют свои ответы у доски.

VI. Физкультурная пауза

Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)

VII. Отчеты групп

VIII. Вывод

Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в Солнечную систему.

Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.

Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!

IX. Релаксация

Отдых под музыку Л. Бетховина «Лунная соната» (картинки «Земных просторов).

XII. Закрепление. Игры

Учитель. Давайте поиграем.

1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.

  1. Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
  2. Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
  3. Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)

2. Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.

Стихи:

(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?

(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.

Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

(Марс) таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.

XI. Рефлексия

Учитель. Отгадайте загадку:

Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)

– Какой спутник у Земли? (Луна)

– Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают карточку Луны)

– Спасибо!

Учитель. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.

XII. Задание на дом

– Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса. Урок окончен. Спасибо!

"Первая экзопланета, вращающаяся вокруг звезды, похожей на наше Солнце, была обнаружена в 1995 году. Экзопланеты, особенно небольшие, похожие на Землю миры, лишь 21 год назад вышли из области научной фантастики. Сегодня, проведя тысячи исследований, астрономы готовы заявить об обнаружении того, о чем люди мечтали тысячи лет - другой Земли", - говорится в анонсе.

В брифинге, который будет транслироваться на сайте NASA, примут участие представитель руководства NASA Джон Грансфелд и трое ученых - Джон Дженкинс, Джеф Кафлин и Дидье Кьело.

Позже на брифинге ученые сообщили, что действительно нашли новую Землю - экзопланету, по размеру сравнимую с Землей, в "обитаемой зоне" системы, похожей на Солнечную - Kepler-452b. На ней должна быть жидкая вода.

Kepler-452b на 60% больше Земли по размеру, по массе в пять раз больше. На 10% больше получает тепла от своей звезды, чем Земля от Солнца. Это не вредит планете блягодаря ее массивности и достаточно открытой поверхности воды. Учитывая эволюцию центральной звезды и орбиту Kepler-452b - она уже шесть миллиардов лет провела в "обитаемой зоне" своей звезды и пробудет там еще 500 миллионов лет.Год на планете "Kepler-452b" длится 385 дней - всего на 20 дней дольше чем у Земли. Расстояние до этой планеты от нас составляет 1,4 тысяч световых лет.

Центральная звезда относится к спектральному классу "G2" - это точно такая же звезда как и наше Солнце по массе и температуре. Только эта звезда на 1,5 миллиарда лет старше Солнца (шесть миллиардов лет). Находится эта планетная система в созвездии Лебедя. Расстояние от звезды до планеты Kepler-452b составляет 1.05 а.е. (157.5 млн. км.).

Ранее Kepler отвлекся от наблюдения за далекими звездами и на протяжении 70 дней неотрывно следил за Нептуном и его спутниками, что позволило ученым подготовить 30-секундную видеозапись их космического "танца".

Kepler, специально предназначенный для поиска экзопланет, был запущен в мае 2009 года. Аппарат постоянно следил за звездами в небольшой области неба в районе созвездия Лебедя и искал планеты, фиксируя слабые колебания яркости этих звезд при прохождении планет по диску светила.

В мае 2013 года телескоп вышел из строя, однако специалисты нашли способ продолжить его работу в рамках так называемой миссии K2.

В мае прошлого года NASA официально одобрило воскрешение телескопа и продлило его финансирование на два года. В декабре Kepler совершил свое первое открытие "второй жизни" - он обнаружил экзопланету-суперземлю HIP 116454b в созвездии Рыб.

До поломки Kepler был направлен в одну точку космоса и следил лишь за небольшим уголком неба, который расположен на стыке созвездий Лебедя и Лиры. После "воскрешения" телескоп следит за разными участками небосвода, так как специалистам NASA приходится постоянно поворачивать его таким образом, чтобы солнечный свет не попадал в объектив телескопа.

Наша Солнечная система состоит из Солнца, вращающихся вокруг него планет и более маленьких небесных тел. Все эти загадочны и удивительны, потому что они до сих пор не до конца изучены. Ниже будут указаны размеры планет Солнечной системы по возрастанию, и коротко рассказано о самих планетах.

Существует всем известный список планет, в котором они перечислены в порядке их удаления от Солнца:

На последнем месте раньше находился Плутон, но в 2006 г. он потерял статус планеты, так как дальше него были найдены более крупные небесные тела. Перечисленные планеты подразделяются на каменные (внутренние) и планеты-гиганты.

Краткие сведения о каменных планетах

К внутренним (каменным) планетам относят те тела, которые располагаются внутри астероидного пояса, отделяющего Марс и Юпитер. Своё название «каменные» они получили потому, что состоят из различных твёрдых пород, минералов и металлов. Их объединяет малое количество или вовсе отсутствие спутников и колец (как у Сатурна). На поверхности каменных планет имеются вулканы, впадины и кратеры, образовавшиеся в результате падения других космических тел.

Но если сравнивать их размеры и располагать по возрастанию, то список будет выглядеть так:

Краткие сведения о планетах-гигантах

Планеты-гиганты находятся за астероидным поясом и поэтому их ещё называют внешними. Состоят они из очень лёгких газов – водорода и гелия. К ним относятся:

Но если составлять список по размерам планет в Солнечной системе по возрастанию, то порядок меняется:

Небольшая информация о планетах

В современном научном понимании под планетой подразумевается небесное тело, которое вращается вокруг Солнца и обладает достаточной массой для собственной гравитации. Таким образом, в нашей системе 8 планет, и, что немаловажно, эти тела не похожи друг на друга: у каждого есть свои уникальные отличия, как во внешнем виде, так и в самих составляющих планеты.

– это самая близкая к Солнцу планета и самая маленькая среди остальных. Она весит в 20 раз меньше Земли! Но, несмотря на это, у неё достаточно большая плотность, что позволяет сделать вывод о том, что в её недрах находится много металлов. Из-за сильной близости к Солнцу, Меркурий подвержен резким температурным перепадам: ночью - сильный холод, днём температура резко повышается.

– это следующая близкая к Солнцу планета, во многом схожая с Землёй. Она обладает более мощной атмосферой, чем Земля, и считается очень жаркой планетой (температура на ней выше 500 С).

– это уникальная планета за счёт своей гидросферы, а наличие на ней жизни привело к появлению в её атмосфере кислорода. Большая часть поверхности покрыта водой, а остальная часть занята материками. Уникальной особенностью являются и тектонические плиты, которые двигаются, хотя и очень медленно, что приводит к изменению ландшафта. У Земли есть один спутник – Луна.

– ещё известен под именем «Красной планеты». Свой огненно-красный цвет получает из-за большого количества оксидов железа. Марс обладает очень разрежённой атмосферой и гораздо меньшим атмосферным давлением, в сравнении с земным. Спутников у Марса два – Деймос и Фобос.

– это настоящий гигант среди планет Солнечной системы. Его вес больше в 2,5 раза веса всех вместе взятых планет. Поверхность планеты состоит из гелия и водорода и во многом схожа с солнечной. Поэтому, неудивительно, что на этой планете отсутствует жизнь – нет воды и твёрдой поверхности. Зато у Юпитера имеется большое число спутников: на данный момент известно 67.

– эта планета знаменита наличием колец, состоящих изо льда и пыли, вращающихся вокруг планеты. Своей атмосферой он напоминает юпитерианскую, а по размерам немного меньше этой гигантской планеты. По количеству спутников Сатурн тоже немного отстаёт – их у него известно 62. Самый большой спутник – Титан, имеет большие размеры, чем Меркурий.

– самая лёгкая планета среди внешних. Его атмосфера – самая холодная во всей системе (минус 224 градуса), имеется магнитосфера и 27 спутников. Уран состоит из водорода и гелия, также отмечено присутствие аммиачного льда и метана. Из-за того, что Уран имеет большую наклонность оси, создаётся впечатление, что планета катится, а не вращается.

– несмотря на меньшие размеры, чем у , он тяжелее его и превосходит массу Земли. Это единственная планета, которая была найдена путём математических вычислений, а не благодаря астрономическим наблюдениям. На этой планете были зафиксированы самые сильные ветра в Солнечной системе. У Нептуна 14 спутников, один из которых – Тритон – единственный вращающийся в обратную сторону.

Представить все масштабы Солнечной системы в пределах изученных планет очень сложно. Людям кажется, что Земля – это огромная планета, и, в сравнении с другими небесными телами, так и есть. Но если рядом с ней поставить планеты-гиганты, то Земля уже принимает крошечные размеры. Конечно, рядом с Солнцем все небесные тела кажутся маленькими, поэтому представить все планеты в их полном масштабе – трудная задача.

Самой известной классификацией планет считается их удалённость от Солнца. Но также правильным будет перечисление, учитывающее размеры планет Солнечной системы по возрастанию. Список будет представлен следующим образом:

Как видно, порядок не сильно изменился: на первых строчках внутренние планеты, и первое место занимает Меркурий, а на остальных позициях - внешние планеты. На самом деле, совсем не важно, в каком порядке располагаются планеты, от этого они не станут менее загадочными и красивыми.

Статьи по теме