Чему учил Конфуций? Конфуций — величайший мудрец и учитель в истории Китая.

Конфуций - величайший мудрец и учитель в истории Китая. Иллюстрация: Блу Сяо/Великая Эпоха

В последние годы династии Чжоу (1122 - 222 н. э.) люди становились всё более эгоистичными. Традиционные нравственные ценности династий Ся, Шан и ранней Чжоу были заменены личными интересами отдельных людей. Отношения между отдельными государствами также становились всё более напряжёнными, а войн становилось всё больше.

Именно в это сложное время в Поднебесной появились великие люди. Если учение Дао, основателем которого был Лао-цзы, проповедовало возвращение к своему истинному Я, то учение Конфуция акцентировало внимание на воспитании в себе высоких моральных качеств.

Конфуций (552 - 479 до н. э.) известен в Китае также как Кунцзы. Но его настоящее имя было Кун Цю. Мать Конфуция в возрасте 18 лет стала наложницей одного 66-летнего китайского военачальника. Когда Конфуцию исполнилось три года, его отец скончался. Хотя будущий мудрец по природе был талантливым человеком, никто о нём ничего не знал. Он повстречался с Лао-цзы, которого уважал всем сердцем. Конфуций начал служить правителю, начиная с самых низших должностей: он отвечал за крупный рогатый скот и припасы в амбарах.

В 51 год Конфуций получил повышение в правительстве. Он выступал за «принцип добросердечия» в управлении страной, но, к сожалению, его философия не была принята императором. Поэтому Конфуцию не оставалось ничего другого, кроме как оставить свою должность. Он принял решение путешествовать по стране и распространять своё учение.

В это трудное время его политические воззрения на управление страной не получили признания среди китайской знати. Поэтому Конфуций вернулся в свой родной город, чтобы посвятить всё своё время образованию. Он создал частную школу и набрал много учеников. Благодаря усилиям Конфуция, его учение распространилось и среди обычных людей. Он считается первым учителем в китайской истории.

Учение Конфуция включает четыре главных аспекта: знание и образование, правильная речь и соответствующее поведение, честность и великодушие, а также праведность. Конфуций также создал четыре главных правила-запрета: не сплетничать, не упрямиться, не самовольничать и не проявлять высокомерие. Он редко говорил о личных интересах, но если разговор заходил о них, то Конфуций всегда использовал эту возможность, чтобы рассказать о добродетели, судьбе и нравственных ценностях. Каждый раз, когда его ученики не понимали какой-то принцип или не могли справиться с трудностями, Конфуций просвещал их в этих вопросах.

Конфуций внёс большой вклад в образование. Он был первым педагогом, который сделал образование доступным для обычных людей. У него было более 3 000 учеников, разных по своему социальному положению: и богатых, и бедных. Те, из бедных слоёв населения, кто по-настоящему хотел обучаться у Конфуция, получали такие же возможности для образования, что и богатые ученики Кунцзы.

Он учил своих учеников, как быть добросердечным человеком, показывая это на собственном примере. Его последователи и будущие поколения были глубоко тронуты его праведностью, благородством, смиренностью, вежливостью и снисходительностью по отношению к другим людям.

Самым известным письменным трудом Конфуция является «Лунь Юй (свод правил) Конфуция». В памяти поколений он остался как «величайший мудрец и учитель» в китайской истории.

Цели: формировать понятие мудрого человека, формировать умение оценивать изучаемые факты, способствовать формированию толерантности и позитивного отношения к людям старшего поколения

Задачи: высказывать своё мнение, внимательно читать и находить нужную информацию в тексте, группировать по указанному признаку, делать вывод.

Оборудование:

  • учебник А.А.Вигасина «История древнего мира»,
  • карта.
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Вызов. Сегодня нам предстоит начать знакомство с ещё одним государством древности – Китаем. Это государство сохранилось до наших дней и о нём говорят и пишут очень много в средствах массовой информации. А что вы знаете о Китае? (ответы записать на доске)
  3. К этому перечню можно добавить одно имя – это Конфуций. Он жил в 5 в. до н.э. Китайцы считали и считают его мудрецом. Как вы думаете, кого можно считать мудрецом? (ответы записать) А теперь свои предположения сравните с определением мудреца из словаря – Приложение 1 . Сравните ваши ответы и объяснение из словаря.
  4. А можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев мудрец, а может быть он мудрец только для того времени? Ответы учащихся фиксируются на доске. Ответы у нас получились разные. Как можно выяснить, кто прав? Познакомившись с учением, мыслями Конфуция. Для этого надо прочитать учебник.
  5. Содержание. Работа с текстом учебника на стр. 100 – 103, пункты 2 и 4: читая текст, распределяем информацию на две части – «+» эти идеи Конфуция нам подходят, «-» эти идеи нам не подходят. Значки ставим карандашом на полях. Класс делим на три группы и примерно на три части делим текст.
  6. После завершения работы с текстом, группы знакомят весь класс со своей работой. Во время выступления группы в тетради делаем записи в две колонки
  7. Младшие уважают старших, дети уважают родителей.

    Старшие внимательны к младшим и заботятся о них.

    Похвала в виде сравнения с древним героем

    Бережно хранить рассказы о старине.

    Снимать обувь при входе в дом

    Не вытягивать ноги

    Не ходить с распущенными волосами

    Порядок должен быть в семье, в государстве, в отношениях младших и старших

    Вежливость со всеми: кто ниже или выше по положению.

    Уважать правителя как отца.

    Правитель относится к подданным как к детям. Воспитание на своём примере.

    Нельзя быть жестоким.

    Жертвоприношения в честь покойных родителей и более отдалённых предков.

    Вера в сверхъестественных существ

  8. На основе записей делаем вывод – ответ на поставленный в начале урока вопрос: можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев, или мудрец только для того времени? Конфуция мы можем считать мудрецом, а не только китайцы, т.к. большинство идей Конфуция подходят для нас.
  9. В колонке с «+» выделяем те мысли, которые могут пригодится любому человеку. После выделения информации ещё раз обращаемся к понятию мудрец – кого можно считать мудрецом? Мудрец тот, кто может учить тому, что всегда пригодится в жизни любому человеку.
  10. Рефлексия : сегодня на уроке 1) я узнал …, 2) я понял ….
  11. Домашнее задание: §22 п.1,3, в.3 (устно)

Аннотация к методической разработке.

учитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.Карамышка

Цель данного урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.Предназначен для обучающихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский городок» в с.Карамышка

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира

Чему учил китайский мудрец Конфуций

5 класс

Подготовила: Гаврилова Елена Алексеевна

учитель истории и обществознания

2012г.

Тема урока: Чуму учил китайский мудрец Конфуций.

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше»

Конфуций.

Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

  • Познавательные задачи:
  • освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
  • формирование исторического подхода к событиям;
  • создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов
  • Развивающие задачи:
  • развитие творческого мышления учащихся;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Воспитательная задача:
  • воспитание интереса учащихся к культуре стран Древнего Востока и уважения людей друг к другу.

Основные результаты обучения:

  1. Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
  2. Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
  3. Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;
  4. Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
  5. Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями

Структура: урок изучение нового материала.

Система контроля, оценивания:

а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль

Оборудование:

  1. Компьютер, презентация
  2. Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)
  3. Раздаточный материал

Оформление доски:

Великая Китайская равнина, река Хуанхэ, река Янцзы, высказывания китайского мудреца Конфуция, изображение бога Брахмы, бамбуковая книга, иероглиф.

До проведения урока ребята получают задания: подготовить сообщения (на 1 минуту) по темам: «Великая Китайская равнина», «Река Хуанхэ», «Река Янцзы», «мудрец Конфуций»

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

II этап. Актуализация опорных знаний по теме: «Древняя Индия»

На доске таблица и изображение бога Брахмы. Учащимся необходимо вставить пропущенные элементы в таблицу.

Учащиеся работают по карточкам (регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ .

По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Главные реки Китая___________ и _____________.

Знаменитым китайским мудрецом был ____________________.

Ребята, все справились с заданием? (Нет)

А как вы думаете, почему? (Мы незнаем кто был китайским мудрецом)

Давайте попробуем сформулировать, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

(Формулируют тему урока)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Слайд №1 «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
III этап. Изучение новой темы

На прошлых уроках мы познакомились с религиозными верованиями древних индейцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций и почему Китай называют- уникальным, мудрым и удивительным, мы выясним сегодня на уроке

1 .Формулирование проблемы

слайд №2«Китай – уникальный, мудрый, удивительный»

Но прежде, чем мы поговорим о китайском мудреце Конфуции, сначала нам необходимо выяснить о стране, в которой он жил.

2. Работа с картой

слайд №3 карта // звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о

  • Великой Китайской равнине слайд №4
  • Река Хуанхэ слайды №5-6
  • Река Янцзы слайды №7-8
  • Мудрец Конфуций слайды №9-10 // работа со словом «мудрец »

Ребята, а теперь посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.
В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

слайд №2

  1. Изложение нового материала

Об обычаях древних китайцев и рассказывал древний мудрец Конфуций

– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам» слайд №11 // работа со словом «манеры».
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры».
(Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения) .
– Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком
слайды №12-13 (дома)
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.
– Объясните, как вы понимаете слово «циновка».
(Циновка – ковер, сплетенный из тростника) слайд №14 // работа со словом «циновки»
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
слайд №15
– Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
слайд №16
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

– Жизненный уклад китайского народа подчинен дисциплине, порядку, уважению и почитанию старших и младших. слайды № 17-18
– Чему учит эта мудрость?

4. Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника слайд №19

– Как вы понимаете мудрость Конфуция?
Чтение текста учебника (автор Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.100-101
2 абзац «Высшая добродетель – уважение к старшим»
– Как относились к старшим в семье?
– Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами себе – как вы относитесь к своим родителям?
– Есть такое выражение: «Всё идет из семьи». Объясните почему?
слайд № 20

А теперь обратимся к 3 абзацу «Мудрость- в знании старинных книг»
– Вспомните, царь, какого государства во время захватнических войн, кроме драгоценностей, забирал книги?
слайд №21
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость – в знании старинных книг»?
– Что изображено на слайде?

Сообщение учителя «Бамбуковая книга Древнего Китая»

Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.

Очень высоко ценилось искусство каллиграфии красивое написание иероглифов.

Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника . слайд №22
слайд №23

– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.

На прошлых уроках мы с вами уже знакомились с различными видами письменности и узнали,что письменность финикийцев была самой простой, а вот какова письменность древних китайцев я предлагаю вам узнать и попробовать пописать на древних бамбуковых книгах с помощью иероглифов.

Вопросы:

  1. Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?
  2. Какое количество времени для этого необходимо? Почему?

(Примерный ответ: В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.

Учащиеся пробуют писать при помощи иероглифов и выясняют, что письменность у древних китайцев очень сложная.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
слайд №24
, слайд №25
– Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По их представлениям Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.

Письменность на основе иероглифов

Изобретение бумаги слайд 26

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт

Наблюдая, за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.

Изобретение фарфора слайд 27

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас, механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений.

Компас слайд 28

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами.

Выращивание чая слайд 29

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».

И в древней китайской поэзии есть упоминания о чае:

Слышно, сквозь шум бегущей воды
где-то прялка стучит.
Мостик под сводом вешней листвы,
минуло время цветов.
Вдруг чудеснейший аромат
ветер донес из-за гор.
Это в селении у перевала
готовят полуденный чай.

(Гао Ци)

– Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест слайд №26-30

IV этап. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

А теперь, чтобы охарактеризовать ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям продолжите высказывание: « Китай- это страна………»

Учащиеся отвечают.

V этап. Рефлексия

– Ребята, а что нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VI этап. Домашнее задание

  1. Параграф 22, ответить на вопросы
  2. На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).
  3. Нарисовать рисунок

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Проверка домашнего задания:

1. Мы знакомимся с Древней Индией. Покажите эту страну на карте: где она расположена? Покажите и назовите высочайшие в мире горы, главные реки Индии.

2. Какие касты существовали в Индии? Как индийцы объясня­ли возникновение каст? Как согласно индийским верованиям вы­глядел бог Брахма?

3. За что индийцы почитали брахманов? Как брахманы прино­сили жертвы?

5. Кто такие «неприкасаемые»? Какие надежды порождала у них вера в переселение душ?

6. Кто из индийских мудрецов не придавал значения кастовым различиям между людьми?

7. Что рассказывали индийцы о Гутаме? Под каким именем Гаутама более известен? В чем состоит его учение?

План:

1. Географическое положение и природные условия Китая

2. Конфуций – древнекитайский философ.

3. Учение Конфуция.

Новые понятия: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

Изучение нового материала:

1. Страна, где жили китайцы.

От­кройте карту на форзаце (обратная сторона обложки) учебника. Материк Ев­разия делится на Европу и Азию.

В Китае, как и в Индии, еще в древности возникли государ­ства и совершился переход от первобытности к цивилизации. В Восточной Азии к Тихому оке­ану несут свои воды две большие реки - Хуанхэ (в пере­воде означает «желтая река») и Янцзы («голубая» или «длинная река»). Здесь находится страна Китай. Судя по археологическим находкам, первые поселения возникли в долинах Хуанхэ и Янцзы около 5 тысяч лет до н. э. В конце XI века до н. э. в районе Хуанхэ появился коче­вой народ, который называл себя чжоу. Кочевники осели среди живших в долине земледельцев, ко­торые выращивали рис, просо, овощи, со­бирали орехи и листья с чайных кустов. В эпоху чжоу было создано сильное госу­дарство. Китайцы называли его Поднебес­ной империей. Главным божеством счита­лось Небо, а правителя называли Сыном Неба.

В середине I тысячелетия до н.э . в Китае было несколько самостоятельных государств, или царств , которые вели между собой кровавые войны . Известно, что после одногоиз побо­ищ под Чанпином в 260 г. до н.э. воины царства Цинь закопали живьем 400 тысячсдавшихся в плен воинов царства Чжао . Наиболее сильным среди них стало в III венедо н.э. государство Цинь. Победам этого государства способствовала новая организация войска; в первых рядах всегда была молодежь, а в обороняющихся - опытные пожилые воины. По приказу пер­вого императора Цинь на территории Китая вводилось единое законодательство и общая монета. Если раньше в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь стали рассчитываться только золотыми или медными монетами. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины. Иероглифическая письменность была изменена так, что ею могли пользоваться жители в разных концах страны.

Строгое соблюдение законов Цинь Ши-хуанди считал главным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Однажды в Саньяне, столице нового государства, было казнено более 460 ученых, о чем было оповещено по всей стране.

Великий китайский мыслитель Конфуций жил две с половиной тысячи лет назад (примерно в те времена, когда к западу от Китая образовалась огромная Персидская держава). Он был уроженцем одного из китайских государств. По преданию, Конфуций двадцати двух лет от роду стал учителем. К нему стали приходить люди, интересовавшиеся древней муд­ростью. Сам Конфуций говорил, что он не отказывал в знаниях никому, кто приносил с собой связку вяленого мяса - обычную плату учителю в те времена.

Конфуции быстро стал известен. Случилось так, что его назначили на должность начальника города. Всего за год он превратил вверенный ему город в образцовый. Однако не всем это нравилось: злые люди побудили правителя государства нанести Конфуцию оскорбление. Мудрец поспешил покинуть родные места и пустился в странствия. Большинство правителей китайских государств ласково встречали мудреца, но он ни к кому из них так и не поступил на службу. Состарившись, Конфуций вернулся на родину и посвятил конец жизни ученым занятиям. Как говорят, у мудреца осталось семьдесят два ученика, которые глубоко знали шесть главных предметов тогдашнего образования: правила поведения достойного человека, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо и счет.

Чему учил Конфу­ций.

Конфуций считал, что...

Необходимо уважительно относиться к прошлому своей стра­ны, изучать его, соблюдать те обычаи и порядки, которые уста­новлены с давних времен, ибо наши деды и прадеды были не глупее нас;

Чтение старинных книг поможет приобщиться к мудрости древних;

В семье младшие должны почтительно относиться к старшим, а старшие любить младших и быть к ним снисходительными;

Мудрый правитель не должен быть жестоким, мучить людей казнями и суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывать их прежде всего своим примером. Правитель обязан помнить, что не народ существует для него, а он - для народа.

Всю жизнь Конфуций учил своих учеников, как стать благо­родным (т. е. достойным) человеком - «Чего не желаешь себе, не делай и другим», - говорил Конфуций.

Нравственные идеи китайского мудреца мы прочитаем ; многое из того, чему учил Конфуций, не потеряло своего значе­ния и в наши дни (с. 103).

Высказывания:

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный - к справедливо­сти.

Надо думать не о том, чтобы любым способом, даже бесчестным, стать богаты, а жить по правде, жить честно, никого не обижать, помогать людям.

Благородный человек винит себя, а ничтожный - других.

Как вы понимаете это высказывание? Если произошло что-нибудь нехорошее в вашей жизни, то подумайте, не вы ли сами виноваты в случившемся. Например, получив двойку по истории, не надо говорить: «Вот учитель ко мне придирается, не любит меня...» Или если кто-нибудь из ваших одноклас­сников не хочет дружить с вами, то задумайтесь, не вы ли сами оттолкнули его каким-нибудь дурным поступком или словом.

Богатство - это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность - то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться.

Подумайте, в чем смысл этих слов. Если человек стал богатым благодаря своему труду, своим заслугам и способностям, то в этом нет ничего дурного... Но если человек по каким-либо причинам не сумел разбогатеть, не надо горевать: лучше быть честным бедняком, чем богачом, неправедно нажившим свое богатство.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голо­ву, - в этом тоже заключается радость.

Радуйтесь самой жизни, как бы говорит Конфуций, и никому никогда не завидуйте.



3. Как выглядели китайские книги во времена Конфуция.

Подобно жителям Южного Двуречья и Египта, китайцы самостоятель­но создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (китайское письмо - одно из древнейших в мире, хотя оно «моложе», чем египетские иероглифы и клинопись). Китайское письмо также возникло из рисунков . Рассмотрите рисунок «Ки­тайские иероглифы» (с. 103).

Каждый китайский иероглиф обозначал целое слово. Количество иерогли­фов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличи­валось.

Самые древние надписи, найденные при раскопках, сохранились на кос­тях животных. На лопатках быков и баранов, на черепашьих панцирях ки­тайцы процарапывали вопросы духам, например спрашивали: «Ставить ли западни для оленей?», «Созвать ли охотников преследовать лосей?», «Охоти­ться ли нам с собаками?». Древние земледельцы беспокоились, не погибнет ли их урожай от засухи. Поэтому они постоянно спрашивали духов: «Сегод­ня мы принесли жертву - будет ли дождь?» Или: «Соберем ли мы урожай проса?» Затем к кости с надписью прикасались куском раскаленной бронзы: кость трескалась. По узору трещин пытались узнать, что ответили духи - «да» или «нет».

Рассмотрите рисунки «Заросли бамбука», «Бамбуковые дощечки с иероглифами», «Бамбуковая книга» (с. 102-103). Писать на костях неудоб­но - китайцы стали использовать для письма бамбук. Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля или сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких и длинных табличках можно писать только столбиком. На одной дощечке бамбука не уместится научное сочинение, поэма или описание воен­ного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бам­буковых планок просверливали отверстия, продевали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китай­ской книгой.

4. Великий шелковый путь.

В древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа.

Рассмотрите рисунок «Сбор листьев шелковицы» (с. 104). Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных чер­вей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма, червям вредны даже шум и смена температуры.

При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы . Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы, он свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров.

Рассмотрите рисунок «Производство шелка в Китае» (с. 105). Чтобы получить из коконов шелк, их нужно поместить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на За­пад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.

Великий шелковый путь учащиеся находят на карте (форзац учебника): это была не одна дорога, а множество путей, дорог и троп, по которым из Китая на Запад везли различные товары, и прежде всего высоко ценив­шийся шелк.

Рассмотрите рисунок «Древнейший компас...» (с. 105). Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас.

Представим себе царский дворец где-нибудь в Сирии, недалеко от берегов Средиземного моря. Молодой вельможа склоняется в низком поклоне перед повелителем. - О господин! Ты отправил меня во главе отряда воинов встретить китайских купцов. Я благополучно добрался до Великого Шелкового пути и в условленном месте увидел навьючен­ных верблюдов и людей в длинных халатах. Дальнейший путь караван совершал под моей охраной. Однако вскоре погода испортилась: небо заволокли тучи, ночью не стало видно звезд, а днем солнца. Мы заблудились и не знали, что делать. Тогда начальник каравана помолился богам, затем откуда-то достал и положил на землю гладкую прямоугольную дощечку. На ней был ряд делений и иероглифов, но что они обозначали, я не знал. В центре китаец установил желез­ную ложку, длинная ручка которой не касалась дощечки и как бы повисла в воздухе. И тут про­изошло нечто удивительное: ложка без человеческой помощи повернулась и приняла другое, сравнительно с первоначальным, положение. «Колдовство! - воскликнул я. - Но чем оно может помочь нам?» Начальник каравана мне не ответил, но могу поклясться, он выбрал направление, указанное волшебной ложкой. Это благодаря ей мы не погибли в безлюдной и страшной пустыне.

Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свой­ство магнита - указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагничен­ного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подстав­ку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой - на север. В древности компас не был известен ни одному народу, кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

ЧАЙ = Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

    Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...

    Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно
    вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: по­
    помни мои слова, за этим питьем большое будущее.

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы людей.

По ходу урока делаются в тетради.

Древний Китай

Реки Хуанхэ и Янцзы

Учение Конфуция

Великий шелковый путь

Домашнее задание: § 22. Обратить внимание класса на то, что материал учебника под заголовком «Как должны вести себя учти­вые китайцы» (§ 22, п. 3) на уроке не рассматривался; учащиеся должны самостоятельно подготовить его пересказ. Вопросы к § 22. Индивидуальное задание: пересказ текста «Великий шелко­вый путь».

Статьи по теме